Любая металлургическая печь – настоящий великан с внушительным «аппетитом», и агрегаты, действующие в электросталеплавильном цехе ММК, не исключение. А для полноценной работы им необходимо довольно-таки разнообразное «меню». Так что в подразделении существует целый участок – подачи шихтовых материалов, и наш сегодняшний герой Андрей Полозков трудится там бригадиром.
– Работаем напрямую с участком выплавки, – рассказывает он. – Это две электропечи и тридцать второй двухванный сталеплавильный агрегат – последняя мартеновская печь на комбинате. Обеспечиваем их расплавленным чугуном, металлоломом и другими материалами. На электропечи направляем известь, ферросплавы, кокс, шпат, ожелезнённый доломит. На «двухванник» – агломерат, магнезит и известняк.
Работа участка Андрея Александровича весьма динамична. По сути, это металлургическая «кухня». Сам участок неширокий, но протяжённый – не меньше двух километров, а все необходимые материалы поступают сюда с железнодорожной станции Западная.
– Металлошихту доставляют в вагонах-«полусотках», – продолжает Андрей Полозков. – Перегружаем её в мульды – это такие огромные металлические «совки», формируем по весу и отправляем в цех по мере расхода в печах. Другие материалы кантуем в разные бункеры, затем, когда возникает необходимость, оператор по конвейерам передаёт их непосредственно на печи. Чем больше загружен участок выплавки, тем интенсивнее наша работа. Особенно не даёт расслабляться «двухванник». Кроме того, обязательно имеем стратегический запас всех материалов на случай форс-мажора. И если случается его использовать, потом оперативно восполняем.
Металлолом, по словам Андрея Александровича, понятие многогранное. Это может быть обрезь из прокатных цехов, отбракованная слябовая заготовка, скрап, черновой лом, бой шлаковых чаш… Всего существует больше двух десятков разновидностей лома, различающихся по фракции, чистоте и химическому составу. Понятное дело, что всё подряд в сталеплавильные печи не идёт, и обязанность бригадира – заказать именно те виды лома, которые необходимы для выплавки стали.
Проще всего работать с чистым амортизационным ломом, поступающим из других цехов комбината, поскольку Андрею Полозкову и его коллегам заранее известен его химический состав. А вот с легковесным ломом сложнее: это может быть и труба, и какая-нибудь деталь, и даже дверь от автомобиля. Загрязнённость и «химия» такого сырья изначально неизвестна. Также нужно следить, чтобы в «меню» электропечей и «двухванника» не попали металлические баллоны, поскольку в раскалённой «утробе» агрегатов они могут «хлопнуть».
– Также занимаюсь отправкой порожних вагонов обратно на Западную, постоянно нахожусь на связи с диспетчерами станции, машинистами локомотивов и бригадиром нашего участка, который работает непосредственно в цехе на выплавке, веду документацию, – перечисляет Андрей Полозков свои обязанности корреспонденту "Магнитогорского металла" (16+).
Всего на участке подачи шихтовых материалов ЭСПЦ трудятся порядка сорока человек. И, по мнению Андрея Александровича, слаженный коллектив – это самое главное. Причём сформироваться он должен естественным путём: те, кому работа на промплощадке по душе, кто заинтересован в профессиональном развитии, остаются, а другие рано или поздно уходят.
Сам Андрей Полозков в электросталеплавильном цехе с 2006 года, и весь его трудовой путь связан именно с участком подачи шихтовых материалов.
– Начинал шихтовщиком по третьему разряду, – вспоминает. – Осуществлял кантовку вагонов, помогал бригадирам. А в июле 2007 года тогдашний начальник участка Владимир Викторович Лобач сказал: хватит работать лопатой, иди и возглавляй бригаду.
Понятное дело, что уровень ответственности резко возрос, да и обязанностей прибавилось, особенно в части работы с документацией и взаимодействия с другими службами. Андрей Александрович заказывал вагоны со станции, общался с диспетчерами электросталеплавильного цеха, прикидывал, хватит ли материалов или нужно организовывать дополнительные поставки. Поначалу от обилия новой информации и многообразия задач голова шла кругом, но наш герой с этим профессиональным испытанием справился достойно, полностью оправдав ожидания руководства. А секрет успеха лежал на поверхности: ему просто нравилось работать на комбинате.
– Ещё во время учёбы в колледже часто смотрел на ММК из города и думал, что было бы здорово увидеть его изнутри, – говорит Андрей Полозков. – Теперь вот каждую смену вижу, но всё равно поражаюсь масштабам предприятия. Да и сам наш электросталеплавильный цех огромен. Я побывал на всех участках – выплавке, внепечной обработке, разливке, причём не раз. Но даже сейчас там есть уголки, мне незнакомые. Это очень интересно.
Андрей Александрович уверен: развиваться на промплощадке можно и нужно. Он доказал это и личным примером, и обучая молодых ребят, приходящих в цех. Новобранцами наш герой чаще всего доволен, но тут главное, чтобы и у них было стремление трудиться.
– Самое важное – техника безопасности, – отмечает Андрей Полозков. – Человек приходит на смену на своих ногах – и своими же ногами он со смены должен уходить. Целым и невредимым. Каждого дома ждут родители, жёны, дети. Когда обсуждаем нюансы работы, тоже заостряю внимание на безопасности. Показываю, как выполнять ту или иную задачу так, чтобы не возникло даже вероятности получить травму, объясняю, какие могут случиться форс-мажоры и как в подобных ситуациях действовать.
Электросталеплавильный цех ММК – не единственное «произведение инженерного искусства», с которым довелось познакомиться Андрею Александровичу. После колледжа он три года служил на подводной лодке «Магнитогорск», которая базировалась в Екатерининской бухте, и не раз погружался в холодные воды Баренцева моря. Максимально – на двести пятьдесят метров.
– Служил в закрытом городе Полярном, – вспоминает Андрей Полозков. – В море выходили во время учений для выполнения поставленных штабом задач. Особенно много их было в летний период. Также после полугода службы меня с экипажем отправили в Северодвинск, где мы обкатывали лодку, прошедшую ремонт и предназначенную для отправки в Индию.
Службу Андрей Александрович вспоминает с особенной теплотой, а подводную лодку сравнивает с космическим кораблём. Невероятное количество аппаратуры, проходы между отсеками шириной максимум семьдесят сантиметров, прочный корпус, легкий корпус, аккумуляторные батареи – каждая весом под тонну… На субмарине наш герой прошёл путь от электрика до командира отделения электриков в пятом отсеке, где он управлял главным гребным двигателем.
Два года срочной службы и год на контракте подарили Андрею Полозкову множество навыков, впечатлений, воспоминаний и новых друзей. Однако и домой он возвращался с радостью, ведь здесь его ждала будущая супруга Марина Александровна.
– Мы с колледжа вместе, – делится Андрей Александрович. – Вскоре после демобилизации сыграли свадьбу, сейчас растим троих детей. Старшей Анастасии пятнадцать лет, среднему Никите скоро будет тринадцать, младший – годовалый Тимофей.
Именно родным наш герой уделяет всё свободное время, а самый лучший вид досуга для семьи Полозковых – выезды за город. Желательно к речке или озеру, так как рыбалка – одно из главных увлечений Андрея Александровича.