Машинист крана Виталий Никитин трудится в копровом цехе девятнадцать лет. Солидный срок, а путь, который ему пришлось проделать, чтобы найти себя на промплощадке ММК, оказался очень непростым и начался аж в Литве в штормящее постперестроечное время.
Виталию Ивановичу с детства нравилось, как он сам выражается, «возиться с железками». Поэтому, когда пришла пора определяться с выбором профессии, он поступил в училище на судосборщика в родной Клайпеде. Профессия уникальная, по сути, «три в одном», поскольку за время учёбы Никитин освоил навыки сварщика, газорезчика и стропальщика.
– После устроился на градообразующее предприятие Клайпеды – судостроительный завод «Балтия», – вспоминает Виталий Иванович. – Поработал немного, затем сходил в армию и вернулся, однако на дворе стоял девяносто первый год и всё разваливалось.
После закрытия «Балтии» молодой судосборщик попробовал свои силы на судоремонтном заводе. Но там тоже царил кавардак: людей не хватало настолько, что один корабль ремонтировали всего двое специалистов, сами суда никому не были нужны, оборудование ломалось. В общем, перспектив никаких, однако отчим Виталия Ивановича нашёл выход из положения.
– Он уроженец Белорецка, учился в Магнитогорске. А поскольку был военным, то имел право выбрать квартиру в любом уголке Советского Союза, – объясняет Никитин. – В итоге решили переехать в знакомое место – Магнитку. Я к тому моменту освоил в Калуге профессию машиниста восстановительного поезда и успел немного поработать в Литве по этой специальности. Однако предложение отчима переехать одобрил, и сюда мы добрались очень большой компанией: я с родителями и братом плюс дядя, тётя и три их сына. На новом месте начали жить в трёхкомнатной квартире, в тесноте, но не в обиде.
Виталия Ивановича всегда привлекали крупные предприятия, поэтому он сразу пошёл на Магнитогорский металлургический комбинат. Однако в то время и ММК переживал не лучшие времена, так что его не взяли. В итоге первым местом работы Никитина в Магнитке стала компания «ПромЖилСтрой». Там Виталий Иванович обучился на машиниста сразу двух типов кранов – пневмоколесного и на гусеничном ходу. И работая на этих машинах, он внёс свою посильную лепту в развитие города. Никитин участвовал в строительстве базы ОМОНа, жилых домов, дач на Банном озере.
Потом Виталий Иванович устроился в «МеталлургСпецСтройРемонт» и попал-таки на промплощадку ММК. В то время на комбинате как раз демонтировали мартеновские печи, и Никитин, управляя стотонным краном, принимал в процессе самое активное участие. Попутно успел освоить работу на козловом кране.
– Однажды на наш участок приехал начальник второго копрового цеха Павел Бромутов. Очень эффектно появился, на погрузчике, – улыбается Виталий Иванович. – И пригласил всех нас перейти в копровый цех. Мотивировал предложение тем, что подразделение развивается и нужны специалисты. Впечатление он произвёл положительное, вдобавок я слышал, что он хороший человек и руководитель, поэтому согласился.
Копровый цех – это вечное движение. Туда ежедневно привозят десятки вагонов с металлоломом, который необходимо выгрузить, рассортировать, подготовить и отправить в буквальном смысле слова на перерождение – в сталеплавильный передел. Виталий Иванович начал свой путь во втором копровом машинистом козлового крана и занимался очисткой вагонов. Сейчас на месте его участка высится один из самых современных цехов комбината – одиннадцатый листопрокатный. И когда его начали строить, Никитин перевёлся в первый копровый цех, где выучился на машиниста портального крана.
– Потом узнал, что такие специалисты нужны во втором копровом и вернулся, – продолжает Виталий Иванович. – Начал работать на второй колоннаде, куда загоняют составы с мульдами, занимался их загрузкой.
Дело было новым, требовало исключительной точности, и чтобы не допустить ошибки, Никитин действовал не так быстро, как требовалось. Чтобы освоиться, он некоторое время жертвовал обеденным временем, оставаясь в кабине крана и оттачивая навыки. Старания принесли плоды: уже довольно скоро Виталий Иванович работал на равных с напарницей, а затем и вовсе начал её обгонять.
Вскоре ему доверили загрузку совков. В каждый из них умещается пятьдесят – пятьдесят пять тонн металлолома. Казалось бы, цифры огромные и вписаться в них проще простого, однако на самом деле всё далеко не так. И Виталий Иванович как никто другой знает: когда речь заходит о металлоломе, нужно быть очень точным.
Следующий этап трудового пути Виталия Ивановича тесно связан с запуском пресс-ножниц на третьей колоннаде. Там он долгое время работал на отгрузке и тогда же начал подменять специалистов бойного отделения – особого участка копрового цеха.
Сегодня коллеги в шутку называют Никитина «начальником бойного отдела», по аналогии с убойным из сериала «Улицы разбитых фонарей» (12+). И неспроста: огромный ангар, под сводами которого на высоте девятиэтажного дома курсирует мостовой кран, а внизу располагается обшитая стальной броней яма четырехметровой глубины, – вотчина Виталия Ивановича. А сам он занимается не только выгрузкой-погрузкой металлолома, но и ещё одним делом, требующим практически снайперской точности.
– В яму после сортировки выгружаю металлолом, отработавшие своё прокатные валки и чаши, а также скрап, – рассказывает Никитин. – Для этого использую два крана грузоподъёмностью двадцать пять и тридцать тонн. Затем, когда всё готово, поднимаюсь на «двадцать девятый» кран, тот самый, на высоте. Он оборудован магнитом на крюковой подвеске, который притягивает металлический шар весом примерно в шесть тонн. И этим самым шаром, раз за разом отпуская его в свободное падение, я разбиваю всё, что находится в яме, до габаритных размеров, пригодных для сталеплавильных цехов. Потом загружаю металлолом в вагоны, и те отправляются в ККЦ и ЭСПЦ.
Разбивать металлолом шаром – практически искусство, требующее множества навыков и наметанного глаза. Например, работая с валками, нужно выкладывать их определённым образом. В яме размещается по пять валков за раз, и идеально выполненная работа – когда на каждую такую партию требуется всего десять ударов. Плюс бить надо так, чтобы не разлетались осколки. Разумеется, и сам ангар, и кабина «двадцать девятого» крана обшиты броней, всё же техника безопасности в любом подразделении ММК превыше всего, и тем не менее. Куски металла потом придётся убирать, а это лишняя трата времени, которого у Виталия Ивановича не особенно много.
Также сложность работы зависит от времени года. Летом, например, металл тёплый, а потому «выстрелов» необходимо делать больше. При минусовых же температурах процесс идёт куда быстрее.
Помимо кранов в отделении Виталия Ивановича две машины очистки, управляя которыми он наводит порядок в вагонах. На один состав уходит порядка двух часов. При всём при этом он успевает с погрузкой на участке пресс-ножниц, а ещё – справляться с обязанностями уполномоченного по охране труда.
– Дело очень важное. Нужно регулярно совершать обходы, выявлять нарушения, фиксировать их в журнале, время от времени проходить обучение, – перечисляет Никитин.
За эту общественную нагрузку Виталия Ивановича часто награждают. И в преддверии Дня металлурга в цехе объявили, что его опять ждёт поощрение, однако не уточнили, какое именно. Никитин думал, что «всему виной» снова деятельность уполномоченного, но вскоре выяснилось, что его ждал куда более серьёзный сюрприз – благодарность полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе.
– Вообще не ожидал, – признаётся Виталий Иванович. – И коллеги до последнего молчали. Но так даже лучше, поскольку я люблю сюрпризы.
Подобные памятные неожиданности в жизни Никитина случались не раз. Так, он заслужил звание «Почётный донор» гораздо раньше, чем рассчитывал. А в армии, после второго выхода в море, его подозвал мичман и начал «снимать стружку»: мол, почему погоны не по званию? Оказалось, что пока Никитин был на глубине, вышел приказ о присвоении ему звания старшины второй статьи.
Вообще армейские годы Виталия Ивановича заслуживают отдельного рассказа. Местом его службы был Северный флот, а если точнее – воинская часть «Мурманск-152». Служил Никитин кодировщиком и шифровальщиком на атомной подводной лодке и до сих пор прекрасно помнит своё первое погружение.
– У меня была отдельная каюта, там я и спал, и работал, и следил за документами с оборудованием, – рассказывает Виталий Иванович. – Заходить ко мне имел право только командир, но в двери было окошко. И вскоре после того, как мы начали погружаться, слышу: кто-то стучит. Оказалось, что это мичман – пришёл с литровой банкой, в которой была солёная забортная вода. Её предстояло выпить, поскольку таков обычай. Потом, когда уже оказались на необходимой глубине, меня вызвали на центральный пост. Там уже командир дал выпить забортной воды, но всего лишь стакан. Также после каждого погружения давали грамоту: на какой лодке и глубине был, где именно и так далее.
Субмарина, на которой Виталий Иванович бороздил морские просторы, была серьёзной: два атомных реактора и двадцать четыре торпеды на борту. Погружались на глубину сто – сто пятьдесят метров, а каждый выход в море составлял двадцать-тридцать суток. За время службы Никитин успел побывать в Северодвинске, украинском Николаеве и Севастополе, где осваивал водолазное дело.
– Ныряли в тяжёлых костюмах, ходили по дну, привязанные верёвками, чтобы не потеряться, – объясняет Виталий Иванович. – Учились выходить через торпедный аппарат, всплывать. В общем, интересно было.
Тягает «железо» Никитин не только на работе и не только подъёмными кранами. Ещё пацаном он увлекся тяжёлой атлетикой и в Клайпеде вместе с друзьями частенько наблюдал за тренировками в легендарных подвальных тренажёрках. Потом взялся за штангу сам, и спорт не отпускает Виталия Ивановича до сих пор.
– Хожу в зал, тренируюсь, – говорит он. – Больше всего люблю жать один раз, но максимальный вес. Мой рекорд – сто сорок килограммов в жиме лёжа. Центнер поднимал восемнадцать раз. Плюс участвовал в соревнованиях комбината по жиму лёжа на количество повторений: пятидесятикилограммовую штангу отжал пятьдесят шесть раз.
Ещё одно увлечение Виталия Ивановича – сад. Причём там тоже всё весьма серьёзно: помимо работы на грядках, Никитин построил на участке двухэтажный дом и гараж. На вопрос, когда он всё это успевает, наш герой только пожимает плечами. И говорит, что любит загружать себя чем-нибудь. А сидеть без дела и тратить время впустую – не для него.