ВСЕ БЫСТРЕЕ крутятся приводные ролики чудо-агрегата, а вместе с ними кокиль – форма для рабочей части будущего прокатного валка. Всего несколько секунд – и скорость вращения достигает четырехсот оборотов в минуту… Происходит это необычное действо на одном из самых молодых предприятий комбината – ЗАО «Магнитогорский завод прокатных валков», расположившемся на базе цеха изложниц Механоремонтного комплекса.
– Три года назад шестнадцатое июля стало днем рождения завода. Но идея его создания появилась раньше, – рассказывает директор Сергей Цыбров. – Все началось с того, что на стане «2000» в десятом «листе» были опробованы импортные валки.
По словам Цыброва, «заморские гости» показали себя с наилучшей стороны: благодаря им значительно увеличилась производительность стана. С того момента стан «упаковывали» только импортными валками, однако приобретать их было накладно. Встал вопрос: почему бы самим не производить аналогичные детали? Тем более что на техсовете комбината пришли к выводу: валки, изготовленные статическим способом, не отвечают современным требованиям. Решили пойти «центробежным путем».
Первую центробежную машину начали строить совместно с профессионалами иностранных фирм. Первой на предложение магнитогорцев откликнулась словенская компания Valji Group. И процесс пошел. Металлоконструкции для будущего агрегата поставлял механоремонтный комплекс, а иностранцы установили оборудование для машины. Через восемь месяцев «новорожденная» машина произвела на свет первый валок, отлитый центробежным способом. Так началась реализация проекта обеспечения комбината собственными листовыми валками.
Год назад 25 августа в цехе изложниц была запущена вторая центробежная машина, изготовленная по совместному проекту ЗАО «Механоремонтный комплекс» и московским ФГУП «ГНЦ РФ – Научно-производственного объединения по технологии машиностроения (ЦНИИТМАШ). До конца 2006 года ЗАО «МЗПВ», освоив производство сортовых валков, изготовило их восемнадцать для ММК. За истекшее полугодие ЗАО «МЗПВ» поставило комбинату 345 листовых и 155 сортовых валков, выполнив свои обязательства на 100,2 процента. Качество валков предприятия соответствует мировым стандартам.
Но вернемся к первой «центробежке». На ее роликах вращается форма для будущего валка. Тем временем внутренняя поверхность формы подготовлена к покраске. Руководит этим процессом Игорь Долбилов. С пульта управления он запускает специальный пульверизатор – устройство для покраски. Покрасочная машина с тихим шипением приступает к делу. Через несколько минут центробежному агрегату дают «передохнуть» и проверяют толщину покраски.
– Пока недостаточно. Таких прогонов нужно несколько, чтобы краска легла равномерно и металл не приварился к внутренней поверхности кокиля, – комментирует процесс начальник участка Евгений Женин. – Это покрытие – наша разработка. Сначала на заводе пользовались словенскими материалами, но свои выгоднее. Машину приводят в движение, кокиль непрерывно вращается.
Не менее интересно возле электродуговой печи, где готовят раскаленную «начинку» для сердцевины и шеек валка. Тут все козыри – у сталевара Эдуарда Савченко. С производством он познакомился еще в семнадцать лет – проходил практику в листопрокатных цехах. Тогда он осваивал мастерство слесаря-механика в тринадцатом училище. Потом парень на два года облачился в солдатскую форму, а после увольнения в запас устроился в ФЛЦ на разливку. Молодой рабочий понимал, что важнее всего на производстве опыт и ловил каждое слово закаленных промплощадкой асов: Ринева, Макарова, Мельникова. Но этого Эдуарду было мало: после трудового дня он штудировал специальную литературу. Опыт его рос, и вскоре Эдуард Викторович стал бригадиром, а потом мастером разливки. В цехе изложниц он уже семь лет. Появившееся три года назад оборудование было в диковинку и для опытного сталевара, но теперь с центробежным литьем он на дружеской ноге.
Электроды печи слегка подрагивают, расплавляя чугун. Подручные сталевара из бригады Эдуарда Викторовича готовят металл к доводке по химсоставу: освобождают зеркало металла внутри печи «счищалкой» от шлака, и вскоре от посторонних примесей не остается и следа.
– Теперь необходимо добавить ферросплавы, – объясняет Савченко. – Они влияют на два основных параметра металла: износостойкость и пластичность.
Пришла пора позаботиться о верхней шейке валка. Форма для нижней давно ждет своего часа в кессоне, но подготовить ее «напарницу» гораздо сложнее. Сперва нужно провести состыковку с воронкой. Казалось бы, ничего проще: поставил одну махину на другую – и готово. Но на деле все должно быть точно, как в аптеке. На нижней части воронки находятся штыри, которые при правильной установке входят в пазы формы.
Пока модули состыковывались, внутреннюю часть кокиля полностью покрасили. Пришла ему пора «примерить» заливочный желоб. Игорь Долбилов устанавливает его на подвижную площадку и заводит вглубь кокиля до середины. Пока он измерял угол, под которым будет осуществляться заливка, металл вновь очутился в ковше. Однако термопара «говорит», что чугун не готов к заливке. Чтобы его остудить, нужно время.
В то время, как Сергей Горюнов работает с металлом в ковше, снова заработала центробежная машина, которую выводят на определенные параметры вращения. Только тогда законы физики правильно распределят чугун в форме как по длине, так и по сечению. Наконец, нужная температура и – «зеленый свет» заливке. Захватывает дух от красоты увиденного. Кокиль вращается до полной кристаллизации металла. Как только машина останавливается, к кокилю, залитому рабочим слоем, тянутся два мостовых крана. Вскоре он уже установлен на форме нижней шейки. Сверху «надевают» еще одну – ту, что с воронкой, и заливают сердцевину и шейки валка.
Теперь будущему валку предстоит выстаиваться несколько суток, потом его отправят на термическую и механическую обработки, а после – на верную службу комбинату или стороннему заказчику.
– Помимо ММК, наша продукция поступает и на другие предприятия, – говорит директор Сергей Цыбров. – ЗАО «МЗПВ» тесно сотрудничает с Новолипецким, Карагандинским и Белорецким металлургическими комбинатами, ОАО «Северсталь», ОАО «Ижсталь». Начались поставки на Чусовский металлургический завод и другие предприятия России.
Появились у Магнитогорского завода прокатных валков и первые награды: серебряная медаль на выставке «Металл-Экспо», диплом «100 лучших товаров России».