Электроремонтный цех Объединённой сервисной компании празднует юбилей. Сверстник комбината и города, ЭРЦ с момента ввода в эксплуатацию в 1933 году - гарант качественного восстановления и обслуживания электроагрегатов.
Создание цеха продиктовало само время: промышленное перевооружение страны в начале XX века требовало надёжной ремонтной опоры. Молодой металлургический завод на Южном Урале заявил о себе на весь мир. Бесперебойное производство, от которого зависело становление завода, превратившегося с годами в металлургический гигант, уверенность металлургов в надёжной работе электрических машин - главная задача ЭРЦ в 30-х годах. В XXI веке актуальность цеха для организаций Группы ПАО "ММК" усилилась.
Датой рождения юбиляра считают 11 сентября 1933 года, когда по приказу директора Авраамия Завенягина небольшие ремонтные мастерские завода объединили в цех. В новом подразделении не только ремонтировали, но и изготавливали электроаппаратуру и детали.
Если сравнить современный ЭРЦ с тем, каким он был в начале прошлого столетия, первое, что бросается в глаза, - увеличение объёмов работы в сорок раз. Рост производства цеха пропорционален росту производства металлургического комбината. Сегодня работники ЭРЦ ремонтируют в месяц 420-460 электрических машин, тогда как 85 лет назад этот показатель не превышал 100 машин в год. Изменился и характер самих ремонтов. Восстановление сломавшихся агрегатов на местах переросло в полноценный ремонтный цикл в собственном здании цеха - на механосборочном, размоточно-намоточном или аппаратно-механическом участке в зависимости от поставленной задачи.
- Обеспечение безаварийной работы в течение всего гарантийного периода - то, на что "заточен" ЭРЦ, - подчёркивает начальник электроремонтного цеха ООО "ОСК" Александр Гарифулин. - Уделяем этому особое внимание: с точки зрения инвестиционной программы, обучения персонала, контроля качества. Чтобы не было даже малейших замечаний со стороны заказчика.
Впрочем, работа на местах осталась в компетенции цеха - как правило, это аварийные ситуации. Так, в прошлом году работники ЭРЦ оперативно наладили агрегат на центральной электростанции ПАО "ММК".
- На проведение ремонта заявилось несколько фирм, которые запросили почти три миллиона рублей и поставили срок в полтора месяца, - вспоминает заместитель начальника электроремонтного цеха ООО "ОСК" Радик Насибулин. - Мы отремонтировали за две с половиной недели. Ремонт обошёлся в 300 тысяч рублей. Простаивали энергетические мощности, которые требовались комбинату, и все в ЭРЦ понимали, что сделать надо быстро и качественно.
Руководители называют коллектив электроремонтного цеха - самой большой ценностью предприятия. Здесь трудятся грамотные специалисты, которые освоили профессию не за партами вузов и колледжей, а на промышленной площадке. Академические часы не дают полного спектра знаний, необходимых для работы в ЭРЦ.
- Обмотчик элементов электрических машин, электрослесарь, слесарь по выводам и обмоткам - таким профессиям нигде не учат, - говорит Радик Насибулин. - Поэтому коллектив славится преемственностью профессиональных поколений. Опытные работники обучают молодёжь. К тому же оборудование меняется, много импортного, и нам приходится подстраиваться под ремонты. Разрабатываем новые технологические инструкции, вводим изменения. Персонал, независимо от стажа, почти всегда вовлечен в обучение. Материалы вроде бы те же, но технология ремонта меняется от двигателя к двигателю. В Челябинской области не осталось организаций с такой номенклатурой - обмениваемся опытом лишь с крупнейшими предприятиями других регионов. Хотя специфика всё-таки разная: на одном уровне по количеству персонала и задачам, но объём оборудования у них гораздо меньше.
Коллектив цеха - 250 человек, которые обязаны быть высококлассными специалистами. На их плечах ответственность за ремонты и небольших двигателей мощностью меньше киловатта, и приводов прокатных станов в 12-15 мегаватт.
Уникальность коллектива ЭРЦ заключается ещё и в соотношении числа работников мужчин и женщин - пятьдесят на пятьдесят. Иногда ремонт электрических машин требует мужской силы, иногда - женской кропотливости, прилежности и внимания. Ручной труд - неотъемлемая часть любого ремонтного подразделения. Если изготовитель производит продукцию по шаблонам и его мощности подходят для автоматизации, то в ремонтном цехе не обойтись без индивидуального подхода.
В честь юбилея 12 работников ЭРЦ наградили Почётными грамотами и десять работников - благодарственными письмами Объединённой сервисной компании. Три Почётные грамоты и благодарственное письмо получили от первичной профсоюзной организации ПАО "ММК" ГМПР.
Электроремонтный цех никогда не стоял и не стоит на месте в своём развитии: как и 85 лет назад, этого требует время и главный заказчик - Магнитогорский металлургический комбинат. Как сообщает управление информации и общественных связей ММК, раньше на приводах металлургических агрегатов стояли в основном высоковольтные машины, двигатели постоянного тока. Сейчас всё чаще стали применять электропривод с регулируемой частотой тока, с помощью которого устанавливают скорость вращения двигателя. На ММК такие асинхронные электрические машины стоят на сортовых станах "5000" и "2000" в четвёртом и пятом листопрокатных цехах.
Многое, что используется в ЭРЦ для ремонтов, создано руками работников, ведь специализированное оборудование в дефиците. Но всё-таки за последнее десятилетие цеху удалось приобрести установку вакуумно-нагнетательной пропитки американской фирмы CAM Innovation и газовую печь отжига английской компании Rotary Engineering UK Ltd. В комплексе агрегаты повышают качество ремонта, облегчают труд работников цеха, увеличивают межремонтный период двигателей, а также улучшают экологическую обстановку на производстве.
Освоение выпуска импортозамещающей продукции для ММК - одна из главных тенденций в электроремонтном цехе. Так совместно со службами главного инженера ОСК для стана "5000" спроектировали и изготовили термостойкий грузоподъёмный магнит для транспортировки металла, нагретого до 650 градусов по Цельсию. Ранее ММК приобретал такие магниты в Китае.
В 2014-2015 годах спроектировали и изготовили электродвигатель привода вентиляторов водородных печей "Эбнер", которые расположены в термическом отделении пятого листопрокатного цеха. До этого на ММК электродвигатели поставляли из Австрии, их стоимость вдвое превышает те, что производят в Магнитогорске.
Присоединение электроремонтного цеха к Объединённой сервисной компании простимулировало развитие внутреннего производственного процесса. В ЭРЦ внедряют систему организации и рационализации рабочего места 5С, которая направлена на повышение качества продукции, снижение количества дефектов, повышение производительности труда.
Частично, как продукт внутреннего потребления ЭРЦ, совместно со службами главного инженера ОСК реализовали информационный ресурс - систему управления ремонтом электрооборудования (СУРЭ). Система автоматически планирует рабочий процесс и в режиме реального времени предоставляет информацию о том, на какой стадии ремонта находится оборудование. Она же отражает ключевые точки и позволяет предотвращать проблемы.
ЭРЦ создавали как прогрессивный цех молодого металлургического завода, и в начале своего производственного пути он полностью оправдал надежды. Сегодня работа ЭРЦ вдвойне актуальна - ООО "ОСК" объединяет лучшие ремонтные подразделения, благодаря которым Магнитогорский металлургический комбинат продолжает удерживать знамя флагмана чёрной металлургии России.