Лучшей локомотивной бригадой железнодорожного района ИДК ЦЖТ управления логистики ММК по итогам месяца стали машинист электровоза Сергей Прокаев и его помощник Юрий Сергеев.
– Критерии отбора жёсткие, – отмечает исполняющий обязанности начальника района ИДК ЦЖТ управления логистики ПАО «ММК» Станислав Чупахин. – Учитываются отсутствие нарушений, срывов в работе, дисциплинарных взысканий, активное участие в жизни района, содержание оборудования локомотива.
Чтобы стать машинистом или его помощником нужно не только много и долго учиться, но и быть в «космической» физической форме. Требования к здоровью серьёзные: идеальное зрение, острый слух и никаких сердечнососудистых заболеваний.
Железнодорожный район ИДК, где трудится лучшая локомотивная бригада ЦЖТ, обслуживает дробильно-обжиговый цех, известняковый и доломитовый карьеры цеха «Рудник». В его состав входят три станции: Доломитовая, Флюсовая и Лисья гора. По сути, именно здесь и начинается технологическая цепочка ММК – район обеспечивает сырьём ДОЦ, продукция которого используется для получения чугуна и стали, формирует поезда с готовой продукцией для следующих переделов комбината.
– Профессионалы своего дела, – характеризует Сергея Прокаева и Юрия Сергеева Станислав Чупахин. – В их задачи входит перевозка известняка из известнякового карьера в дробильно-обжиговый цех – это полторы–две тысячи тонн в смену. Бригада сплочённая, надёжная, ответственная. Это очень важно, учитывая специфику нашей работы. Ребята активно участвуют в жизни цеха, одними из первых освоили новые локомотивы.
Машинист локомотива – уникальная профессия. Далеко не каждому под силу управлять махиной весом под сотню тонн и мощностью более двух тысяч лошадиных сил, да ещё и ощущать за спиной поезд массой более шести тысяч тонн. Машинист обязан вовремя доставить груз в нужное место: безаварийно, соблюдая скоростной режим, чётко выполнить график перевозок, чтобы не нарушить единую технологическую цепочку.
На железную дорогу ММК машинист электровоза Сергей Прокаев пришёл в 2002 году после окончания училища № 63. Начинал путейцем, потом перешёл в карьер на водоотлив, после этого восемь лет проработал помощником машиниста, с 2015 года, пройдя соответствующее обучение, управляет электровозом.
– Помню первую смену в качестве машиниста электровоза – страшновато было, – признаётся Сергей. – Ответственность большая – за людей, технику, груз. Сейчас уже всё знакомо, многие вещи делаю «на автомате». С годами приходит опыт, понимаешь, как правильно поставить думпкар во время погрузки под экскаватор, где именно остановить состав на дробилке во время кантовки, опираясь на сигналы бункеровщика и помощника. И технику, и людей надо чувствовать.
Условия работы машинистов с годами стали значительно комфортнее, отмечает Сергей. В новых электровозах почти всё автоматизировано, если раньше, чтобы выявить неполадки, требовалось разобрать определённый узел, то теперь о неисправности оборудования сообщит датчик. Немало сделано и для удобства машиниста – то же кресло, оснащённое специальным механизмом виброгашения или тепловые печи, без которых зимой в карьере при температуре минус сорок пришлось бы туго. Но на самом деле не в технике и комфорте дело, а в профессионализме тех, кто всем этим управляет.
– Времени на то, чтобы любоваться проплывающими за окном пейзажами, нет, – отмечает Сергей Прокаев. – Каждая поездка – огромная ответственность, ведь за спиной тяжёлый гружёный состав. И погоду нужно учитывать, и скорость, и профиль дороги.
Любой машинист локомотива подтвердит – хороший помощник – это находка. Смена длится двенадцать часов и маленькая команда должна действовать как единый механизм, так что помощник – не подчинённый, а полноправный партнёр, роль которого в трудовом процессе не меньше, чем машиниста. Профессию помощника лёгкой при всём желании не назовёшь. Половину смены он проводит на тормозной площадке вагона, или как тактично говорит Юрий Сергеев – «на воздухе». На таких «мелочах» как ветер в лицо, дождь и снег акцента не делает, поясняя, что везде своя специфика. Как и машинисту, помощнику необходимо знать правила эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов и сигнализации, устройству и обслуживанию локомотива, правила безопасности выполнения работ и технологических операций.
Юрий Сергеев на железную дорогу пришёл не сразу – успел поработать и педагогом и пожарным. В 2000 году устроился в цех железнодорожного транспорта ММК слесарем по ремонту подвижного состава, спустя время перешёл в помощники машиниста. Все эти годы работает в одном районе – ИДК.
– У нас бригадная работа, – подчёркивает Юрий Петрович. – Поэтому важна слаженность, чтобы помощник и машинист с полуслова понимали друг друга. Работа на железной дороге непростая, но мне нравится. Поначалу грохочущая многотонная железнодорожная техника вызывала страх, но постепенно втянулся и оценил её красоту, мощь. Приятно осознавать, что наш труд важен, и в металле ММК есть и наш вклад.