Это высшая корпоративная награда, вручаемая за исключительные заслуги в профессиональной деятельности, эффективный и высокопроизводительный труд, способствующий повышению конкурентоспособности продукции градообразующего предприятия Магнитки, а также иные заслуги. Появилась она только в текущем году – по инициативе председателя совета директоров ММК Виктора Рашникова. А то, что Евгений Константинович оказался в числе первых, кого отметили этой наградой, совсем неудивительно: труду на промплощадке комбината он посвятил более тридцати лет жизни.
И всё это время наш герой работает на участке компрессии продуктов разделения воздуха, расположенном на пятой кислородной станции.
– Здесь находятся азотные и кислородные компрессоры, – рассказывает Евгений Сабанов. – Наша задача – сжать поступающие на участок азот и кислород и передать их потребителям.
Задача вроде бы несложная, но на самом деле работа Евгения Константиновича – это десятки нюансов. Компрессор – сложный механизм, который вдобавок действует на давлении в двадцать пять килограммов. За «здоровьем» агрегата необходимо следить тщательно. Сам наш герой подчеркивает: важнейшие моменты – это внимательность, наблюдательность и ответственное отношение к своей работе. Ни одну мелочь нельзя упускать из виду, иначе в дальнейшем она может обернуться серьёзной проблемой.
– Регулярно совершаем обходы оборудования, – продолжает Евгений Сабанов. – Несколько раз в смену осматриваем сами компрессоры. Проверяем, нет ли течи масла, ощупываем на предмет вибрации и так далее.
Ещё очень важно прислушиваться к работе агрегатов – по звуку можно узнать многое об их состоянии. Так что машинисты в чем-то сродни музыкантам: если что-то «играет» не так, они это услышат.
Компрессоры – не единственное оборудование, за которое отвечают Евгений Константинович и его коллеги по участку. Внимания также требуют камеры водоводов, колодцы, приямки… Всё должно находиться в исправном состоянии.
Самих компрессоров на участке четырнадцать, и у каждого свой пульт управления – этакий «шкаф» с тумблерами, кнопками и циферблатами. С его помощью Евгений Сабанов может включить маслонасос, открыть азот или провести любую другую необходимую операцию.
– Один из самых ответственных моментов – запуск компрессора, например, после планового ремонта, – говорит Евгений Константинович. – Занимается этим большая команда специалистов: мы, а также «киповцы» и электрики из Объединённой сервисной компании, которые обслуживают наш участок. Запускаем агрегат, смотрим, как он выходит на заданные параметры, и, если всё хорошо, переводим его на чистый кислород или азот – в зависимости от предназначения самого компрессора.
«Выносливость» агрегатов впечатляет: по словам Евгения Сабанова, иной раз они работают без перерыва и месяц, и даже больше. Расположены они в соседнем с постом управления зале, и за стеной слышен их монотонный гул. А следят за компрессорами всего два-три человека, но при этом Евгений Константинович и его коллеги-машинисты постоянно на связи с лаборантами, специалистами КИПиА, электриками, слесарями. Круг профессионального взаимодействия у нашего героя немаленький.
По образованию он техник-механик – окончил в восьмидесятом году магнитогорский строительный техникум. Потом была служба в армии и – первое знакомство с комбинатом.
– Работал на автокране, – вспоминает Евгений Сабанов. – Но недолго. Поскольку был молодым и хотелось чего-то интересного, отправился в Казахстан – там обновляли участок газопровода «Бухара – Урал». Сначала был водителем, возил трубы. Затем назначили механиком, тоже занимался автотранспортом.
Вернувшись в Магнитогорск, Евгений Константинович устроился в таксопарк. Однако вскоре организации не стало – как и Советского Союза. Наступили очень непростые времена, и наш герой, уже взрослый человек, понимал: нужно устраиваться на большое и серьёзное предприятие, способное пережить любые политические, экономические и прочие невзгоды.
– Встретился со знакомым, он предложил вместе пойти в кислородный цех, – продолжает Евгений Сабанов. – Так и оказался на пятой кислородной станции. Первые три месяца был учеником. Изучал схемы, везде ходил с наставником, смотрел, что и как он делает, слушал и запоминал. Затем сдал своего рода экзамен. Там присутствовали начальник станции, начальник участка, специалисты КИПиА, технологи. Каждый задавал вопросы по своему направлению: устройство компрессора, состав воздуха, работа на блоках… Сдав его, получил разряд и стал машинистом.
На тот момент почти весь трудовой путь Евгения Константиновича был связан с автотранспортом. И это, как он сам отмечает, очень помогло освоиться на участке компрессии продуктов разделения воздуха. Машина и компрессор, конечно, разные вещи, но и схожих черт имеют немало.
– Подшипники, вибрация, принцип работы, система смазки, – перечисляет Евгений Сабанов. – Так что общее понимание было изначально.
Постепенно он начал расти в разрядах, стал старшим машинистом, в течение пяти-шести лет время от времени заменял мастера. И, разумеется, сам готовил из молодых ребят грамотных и ответственных специалистов.
Евгений Константинович отмечает: научить работе с компрессорами можно любого. Главное – личное желание самого «новобранца» участка. Или, по меньшей мере, понимание, что раз уж пришёл на производство, то относись к должностным обязанностям с максимальной ответственностью.
– Если это есть, то молодой работник со временем освоит и компрессор, и трубопроводы, и запорную арматуру, – рассуждает Евгений Сабанов. – Первыми заданиями для него может стать черчение схем – маслосистемы, азотных трубопроводов, непосредственно компрессора или газовых коммуникаций. Затем, когда схема готова, он идёт показывать, что и где расположено на «живом» оборудовании. Так постепенно и учится. Хотя знать, конечно же, нужно многое: какие задвижки открыты, а какие закрыты, где сброс, где нагнетание, расположение дросселей… Схем немало, и все они должны быть у машиниста в голове. Кроме того, при работе с компрессорами очень важна последовательность действий. Ещё необходимо сопоставлять схемы с тем, что происходит на участке здесь и сейчас, учитывая, например, какой компрессор нужно остановить на плановый ремонт, а какой запустить. Здесь как с машиной: если относишься к ней с заботой и вниманием, то она прослужит долгие годы. Поэтому ответственное отношение к каждому моменту работы – прежде всего.
На участке компрессии продуктов разделения воздуха Евгений Сабанов трудится с девяносто первого года. Руководство комбината не раз отмечало его производственные успехи: наш герой награждён Почётной грамотой главы Магнитогорска, грамотой Министерства промышленности и торговли России, Почётной грамотой Магнитогорского металлургического комбината. И вот теперь его отметили знаком «Трудовая слава ММК» I степени.
– Совершенно не ожидал, что наградят, – улыбается Евгений Константинович. – Тем более на День металлурга, в нашем ледовом дворце, перед тысячами зрителей и в присутствии председателя совета директоров комбината Виктора Рашникова, губернатора Челябинской области Алексея Текслера и других важных гостей. Так что момент был очень волнительный, но приятный.
Вместе с супругой Евгений Сабанов вырастил троих детей и сейчас занимается воспитанием семерых внуков. Внимания ребятня требует немало, однако для нашего героя такие хлопоты только в радость. При всём при этом он нашёл время, чтобы собственноручно построить дом на садовом участке.
– Интересное было дело, и очень познавательное, – делится Евгений Константинович. – Погрузился в эту тему с головой, изучал, какие сейчас есть материалы, что и как лучше сделать. Сам продумывал чертежи, сам строил. Сейчас дом готов, и с апреля по октябрь живём там.
Теперь перед Евгением Сабановым стоит новый «строительный» вызов – баня. Само помещение также уже есть, осталась внутренняя отделка: облицевать мойку кафелем, обшить парилку липой.
– Думаю, в следующем году баня будет готова, – говорит Евгений Константинович.