Есть в фантастике такое направление – стимпанк. И в историях, относящихся к этому поджанру, обязательным атрибутом являются паровые машины, которые служат сердцем для дирижаблей, автомобилей, локомотивов, кораблей, всевозможных автоматонов и так далее. Но то фантазии писателей и киноделов, а в реальной жизни пар мы используем довольно редко. Другое дело – Магнитогорский металлургический комбинат, где существует целое подразделение для производства этого ценнейшего источника энергии – паросиловой цех. И именно там трудится старший машинист-обходчик по котельному оборудованию Сергей Петух.
Место его работы – четвёртая котельная, которая обеспечивает паром травильное отделение пятого листопрокатного цеха.
– Пар получаем из химически очищенной воды, непрерывно поступающей к нам по трубопроводам, – рассказывает Сергей Васильевич. – В котельной её очищаем дополнительно, а затем нагреваем посредством сжигания коксового и природного газа. Для этого есть два котла, и оба всегда в работе.
Поднадзорного оборудования у нашего героя немало. Помимо котлов он контролирует исправность множества трубопроводов, предохранительных клапанов, компенсаторов, манометров… За «жизнедеятельностью» котельной Сергей Петух следит из диспетчерской, где на мониторах компьютеров показаны все параметры. А вот для того, чтобы, к примеру, отрегулировать нагрузку, открыть или закрыть задвижки, необходимо спуститься в «машинный зал» – непосредственно к пультам управления.
Как отмечает сам Сергей Васильевич, важнейшими моментами в работе старшего машиниста-обходчика являются внимательность и ответственность. Причём второе касается не только оборудования, но и персонала. Помимо него в котельной находятся ещё четыре специалиста: второй машинист, газовщик, лаборант и специалист по водоподготовке.
– Здесь, как и в любом другом подразделении комбината, очень важна сплочённость, – говорит Сергей Петух. – Командная работа – это основа основ. Не должно быть такого, чтобы кто-то перекладывал свои обязанности на другого или проигнорировал просьбу о помощи. Мы все делаем одно дело. Ну и, конечно же, каждый должен понимать технологический процесс.
Техника привлекала Сергея Васильевича с детства. Он родился в посёлке Сухтелинский Верхнеуральского района и, как любой деревенский мальчишка, с ранних лет научился разбираться в устройстве мотоциклов, машин и тракторов. А окончив школу, наш герой поступил в строительный колледж, где освоил профессию техника-механика. Затем Сергей Петух отправился в Челябинск и в ЮУрГУ отучился уже на инженера-механика.
На комбинат он пришёл в 2006 году и сразу попал на четвёртую котельную. Точнее – на её «старую версию», служившую людям не один десяток лет. А сам трудовой путь нашего героя начался с должности газовщика.
– Главной задачей было следить за тем, чтобы газопроводы находились в исправном состоянии, – объясняет Сергей Васильевич. – Проводил профилактические осмотры, чтобы исключить непредвиденные ситуации, осуществлял ремонты. Поначалу было страшновато: всё же газопроводы на котельной далеко не маленькие – до восьмисот миллиметров в диаметре. Вдобавок прекрасно понимал, насколько серьёзная вещь – газ. Шутить с ним или работать безответственно никак нельзя.
Ещё одна сложность заключалась в том, что специальность, которую Сергей Васильевич получил в колледже и вузе, никак не пересекалась с энергетикой. Так что ремесло газовщика он изучал практически с нуля, штудируя инструкции, литературу и внимая советам коллег. По сути, в стенах четвёртой котельной наш герой получил ещё одно образование, и здесь ему помогал весь коллектив.
– Огромную поддержку оказали тогдашние руководители котельной Михаил Григорьевич Шаймарданов и Андрей Юрьевич Шапшов, старший машинист Алексей Филиппович Бревнов и машинист Алексей Юрьевич Егоров, – перечисляет Сергей Петух. – Очень тепло приняли, всегда были готовы подсказать и помочь, но, в то же время, присматривались ко мне. Им нужно было убедиться, что я пришёл действительно работать.
На то, чтобы полностью освоиться в котельной, Сергею Васильевичу понадобилось около полугода. За это время он вник во все нюансы профессии газовщика, а заодно немало узнал о комбинате в общем. Само градообразующее предприятие впечатлило нашего героя, прежде всего, размерами и многогранностью производства. Ему довелось побывать в электросталеплавильном цехе, понаблюдать за работой печей и производством стали. Также Сергей Петух увидел прокатное производство – благодаря визитам в ЛПЦ-4 и ЛПЦ-5. А строительство стана «5000» вообще происходило у него на глазах, поскольку четвёртая котельная расположена как раз за огромным корпусом, в стенах которого находится уникальный агрегат.
– Видел и траншеи под фундаменты, и невероятное количество металлоконструкций, техники, людей, занимавшихся строительством, – вспоминает Сергей Васильевич. – Наблюдал за каждым этапом этой грандиозной стройки. А затем удалось побывать и внутри самого цеха, посмотреть, как работает стан. Больше всего поразили размеры клети, протяжённость линии прокатки и сам процесс – как раскалённый металл из заготовки превращается в лист.
В 2012 году четвёртую котельную отстроили заново, а наш герой взял на себя роль машиниста-обходчика. На новой должности ответственность увеличилась в разы: теперь в ведении Сергея Васильевича были не только газопроводы, но и всё остальное оборудование.
– Опять же многое пришлось изучать, но уже не в таких объёмах, как в первые полгода в котельной, – отмечает Сергей Петух. – Кое-что было уже знакомо, поскольку ещё в бытность газовщиком интересовался, как и что работает. Многое изучил в процессе благодаря тому, что подменял машинистов.
Не пропал в нашем герое и интерес к технике. Более того, два года назад он исполнил свою давнюю заветную мечту – приобрёл туристический мотоцикл, и сейчас вовсю готовится к будущему сезону. К этому делу Сергей Васильевич подходит очень основательно, чтобы максимально насладиться предстоящими четырьмя-пятью месяцами верхом на байке.
– В езде на мотоцикле больше всего привлекает свобода, – делится он. – Ты независим от пробок, наслаждаешься встречным потоком ветра, а над головой только небо.