Указом президента России за заслуги в области транспорта и многолетнюю добросовестную работу ведущему инженеру грузовой службы ПАО «ММК» Сергею Зябко присвоено почётное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».
На Магнитогорском металлургическом комбинате Сергей Гаврилович трудится уже более тридцати лет, но отмечает, что профессиональная жизнь его могла сложиться совсем иначе, если бы не случай, который Сергей Зябко по прошествии стольких лет называет счастливым. Трудовой путь начинал с ремонта вагонов, а теперь вместо громоздких инструментов его окружают сборники законов, многочисленные книги по юриспруденции и праву. В своё время он мог уйти в правовую службу ММК, но остался верен «железке», на которой оказался в неполные семнадцать лет.
– Начинал учеником слесаря в вагонном депо Джетыгаринского горно-обогатительного комбината, – рассказывает Сергей Гаврилович. – Затем армия, учёба в Магнитогорском горно-металлургическом институте, работа на ММК – мастером в вагонном цехе ЖДТ. В 1996 году получил второе высшее образование – юридическое, и мне предложили работу в грузовой службе. В это время как раз началась «революция» в системе железнодорожных перевозок, так что мои новые знания очень пригодились. И вот четверть века работаю в этом подразделении.
Сфера ответственности Сергея Зябко – участок заключения договоров на оказание услуг в адрес комбината со стороны РЖД и на обслуживание городских предприятий, имеющих тупики и склады на железнодорожных путях ММК. От каждой цифры в документе многое зависит, подчёркивает Сергей Гаврилович и добавляет, что составление и заключение договора – это коллективный труд, в котором задействованы специалисты не менее чем шести служб комбината.
– Помимо всего занимаемся подготовкой первичных документов для судебных заседаний, – отмечает ведущий инженер. – Для этого необходимо собрать материалы со всех железнодорожных районов, переработать, устранить недочёты. Нередко приходится вместе с юристами ездить в арбитражные суды. Несмотря на то, что мы не возим грузы, не ремонтируем локомотивы и вагоны, знаем все тонкости работы железнодорожного транспорта ММК, вплоть до размера платы за пользование вагонами. В своё время это нововведение со стороны РЖД вызвало большие расходы для ММК, так что сейчас превентивно отслеживаем такие моменты ещё на стадии зарождения законопроекта или сообщений в СМИ. Оцениваем возможные риски, минимизируем затраты.
За 25 лет в работе грузовой службы ММК многое поменялось, отмечает Сергей Зябко.
Раньше не на каждой железнодорожной станции были компьютеры, а сейчас везде цифровизация, без IT-технологий ни шагу.
Специалисты грузовой службы отслеживают поставки в адрес комбината начиная с того момента, как получают информацию о том, что сырьё погружено и готово к перевозке. Ведут учётную политику, отслеживают движение, составляют письменные обращения в субъекты ведомств железных дорог в случае простоев и технических неисправностей вагонов, занимаются ускорением доставки, если груз является дефицитным на промплощадке ММК.
– У нас очень интересная работа, – подчёркивает Сергей Зябко. – Никакой рутины. Всё, что происходит в России, так или иначе отражается на ММК. Те же вагоны сначала принадлежали государству, никаких штрафов не было, потом их отдали в частные руки, а это совсем другие отношения, сейчас в Совете Федерации предложили опять вернуть их государству, поскольку так эффективнее управлять вагонным парком. И мы за всем этим следим, чтобы вовремя среагировать. Готовим для руководства комбината статистические материалы по плате за пользование вагонами и проблемам, связанным с железнодорожными перевозками, ежегодно разрабатываем мероприятия по снижению платы за пользование вагонами.
В 2005 году трудовые заслуги ведущего инженера грузовой службы Сергея Зябко были отмечены Почётной грамотой Министерства промышленности и энергетики России, в марте 2022-го указом президента России ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».
– Работаю не за награды и звания, но очень приятно, – делится эмоциями Сергей Гаврилович. – Хочу поблагодарить коллег и руководство грузовой службы за то, что заметили и оценили моё старание.