На ММК у представителей железнодорожных профессий – особое значение. Бесперебойное снабжение цехов сырьём, полуфабрикатами, вывоз готовой продукции и отходов производства, транспортировка специфических грузов – жидкого чугуна, шлака, колошниковой пыли, стальных слитков в специальном подвижном составе по строго определённым маршрутам – их заслуга. Обеспечивая непрерывный производственный процесс, железнодорожники выполняют колоссальные объёмы грузоперевозок – более десяти миллионов тонн в месяц. И в каждой из этих тонн есть частица труда старшего машиниста электровоза локомотивного цеха Сергея Галдина.
Сергей Васильевич – потомственный железнодорожник. С электровозом познакомился ещё в детстве, когда отец – машинист взял его с собой на работу. Мама работала дежурной по станции, так что выбор профессии был предопределён. Окончив с отличием ПТУ № 39 и получив заветные «корочки» помощника машиниста электровоза, он отправился на комбинат – продолжать семейную традицию. Первую рабочую смену – в мартеновском цехе – помнит до сих пор. На этом технологическом участке электровозная тяга использовалась для подачи жидкого чугуна к печам.
– Всё показалось огромным, горячим, огнедышащим, – рассказывает Сергей Васильевич. – Работали на стареньком электровозе серии IV-КП, правда, в тот день больше смотрел и слушал. Наставником у меня был Борис Петрович Кунах – опытнейший машинист и хороший человек. Он и обучал меня всем премудростям профессии, о которых в учебниках не написано. Уже через год почувствовал, что готов к самостоятельной работе.
Теперь Сергей Васильевич и сам обучает молодёжь и слывёт в цехе профессионалом высочайшего класса. В марте этого года указом президента России ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РФ». Путь Сергея Галдина к трудовым высотам измеряется сотнями тысяч километров по железным дорогам ММК. За тридцать четыре года он поработал на всех станциях комбината, освоил электровозы всех серий и перевозку грузов всех видов – от металлолома до готового проката.
– После мартена перешёл в поездную колонну, – продолжает рассказ Сергей Галдин. – Это вся промплощадка – от станции Магнитогорск–Грузовой до Сортировочной, от Гранитной до Рудной и Флюсовой и выезд на Южно-Уральскую железную дорогу. Так что комбинат изучил в деталях, знаю, где сложный профиль путей, где какие подъёмы и спуски. Когда за спиной тяжеловесный состав в семьдесят пять–восемьдесят вагонов, ответственность серьёзная. На каждом участке комбината своя специфика. Когда спускаешься с ЮУЖД, гружённый окатышем, тяжесть состава весом в несколько тысяч тонн ощущается даже внутренне. Необходимо просчитывать весь путь, соблюдать скоростной режим, учитывать погодные условия.
Машинисту локомотива необходимо знать и уметь многое, и не только по своей специальности, но и по смежным: устройство локомотива, инструкции по сигнализации, эксплуатации путевого хозяйства, стрелочных переводов, светофоров, контактной сети и всю организацию движения железнодорожного транспорта. Так что те, кто считает работу на железной дороге монотонной, сильно ошибаются, подчёркивает Сергей Галдин. Не бывает двух одинаковых смен. Каждый раз – новые задачи. Работа на железной дороге и дисциплины требует железной, а кроме того, она требует от машиниста локомотива отменного здоровья, такого чтоб хоть в космос.
Своим опытом Сергей Галдин щедро делится с молодыми коллегами – подготовил уже более двадцати помощников машинистов.
– Если у человека есть желание освоить профессию и связать свою жизнь с железной дорогой, то всё получится, – уверен Сергей Васильевич. – Посторонние у нас не задерживаются. Здесь и характер твёрдый нужен, и определённый склад ума.
– Знаю Сергея Васильевича много лет – он настоящий профессионал, знаток своего дела, человек преданный железной дороге всей душой, – отмечает машинист-инструктор локомотивных бригад Владимир Копытов. – Он у нас как ходячая энциклопедия: хорошо знает устройство локомотива, электрические схемы, может самостоятельно разобраться с поломкой. Как машинист первого класса, Сергей Васильевич постоянно передаёт знания молодому поколению, подсказывает, помогает словом и делом. Он ещё и старший машинист. За ним закреплён локомотив, за которым он за ним ухаживает, следит, где надо, прикладывает руки. Эту эстафету передал своим воспитанникам, многие из которых тоже стали старшими машинистами на других локомотивах. Не так давно Сергею Васильевичу присвоили звание «Заслуженный работник транспорта РФ». Могу сказать только одно: награда нашла своего героя.