Соответствующий указ недавно подписал президент РФ Владимир Путин.
На железнодорожных путях Магнитогорского металлургического комбината Виталий Николаевич трудится тридцать четыре года. А связать жизнь с этой профессией он решил, можно сказать, наугад.
– После школы вместе с друзьями-одноклассниками поступил в тридцать девятое училище на помощника машиниста, – рассказывает Авдюшев. – Тогда понимали только одно: нужно продолжать учиться.
Правда, сразу после учёбы Виталий Николаевич на комбинат не попал. За следующие два года ему пришлось хлебнуть адреналина в погранвойсках: он служил в Таджикистане, на границе с Китаем и Афганистаном, и во второй половине восьмидесятых там было очень неспокойно.
Домой Авдюшев вернулся в восемьдесят девятом и почти сразу пошёл устраиваться на промплощадку.
– Комбинат, конечно, показался гигантским, – вспоминает он. – Трудился помощником машиниста: сопровождал и кантовал вагоны-думпкары. С самого начала обслуживал известняковый и доломитовый карьеры, расположенные рядом с Агаповкой.
Осваиваться помогал опытный наставник – машинист Михаил Михайлович Кияев. За новобранца ЦЖТ тот взялся очень серьёзно: показывал и объяснял каждую мелочь. Именно благодаря ему Виталий Николаевич понял, что работа машиниста и помощника далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд. Нюансов в этом ремесле десятки, ну а главное – осторожность и строгое соблюдение правил техники безопасности. Даже состав из восьми думпкаров – объект внушительный, и потому, работая с ним, нужно продумывать каждый шаг.
Помощником Виталий Николаевич отработал полтора года. Затем старание и трудолюбие молодого специалиста отметили руководители цеха и отправили его учиться на машиниста. Полугодичные курсы Авдюшев окончил с отличием, затем ещё год потрудился помощником, а после сам занял место в кабине электровоза.
Ездит Виталий Николаевич исключительно на старых моделях, тех, что старше его самого. К ним он уже привык, прекрасно знает и устройство машин, и их «поведение».
– Главное для электровоза, особенно если он уже в почтенном возрасте, – чистота и смазка, – делится профессиональными секретами Авдюшев. – Также нужно быть очень осторожным, поскольку локомотив – это высокое напряжение. Даже двести двадцать вольт в наших розетках могут быть опасными, а здесь – полторы тысячи. Ну и разумеется, грамотное вождение – плавное, осторожное. Электровозы надёжны только в бережливых руках.
За три с лишним десятка лет Виталий Николаевич и сам воспитал немало железнодорожников. Он успел поработать с внушительным числом помощников, причем всех умудрялся «заражать» энтузиазмом и стремлением трудиться. Так что многие из них впоследствии и сами становились «у руля» электровоза. Более того, старший сын нашего героя Павел пошёл по стопам отца и сейчас тоже управляет стальным гигантом, курсирующим по рельсам ММК.
Рабочий день Виталия Николаевича начинается в дробильно-обжиговом цехе, где располагается здравпункт. Там он перед каждой сменой проходит медосмотр, включающий измерение давления, температуры и проверку на алкоголь. Затем Авдюшев отправляется на станцию Флюсовая: там его ждут инструктаж и приёмка электровоза.
Работа машинистом локомотива в карьере – труд практически ювелирный, несмотря на масштабы месторождения и размеры техники. Там Виталий Николаевич взаимодействует с ещё одним специалистом – машинистом экскаватора.
– Подъезжаю к забою, экскаватор наполняет один думпкар, – объясняет Авдюшев. – Когда всё готово, машинист даёт сигнал, и я немного проезжаю, чтобы обеспечить доступ к следующему вагону. И так восемь раз.
В таком ритме наш герой проработал немало лет, но сейчас он трудится на станции Доломитовая, где выполняет маневровые работы. Это подача пустых вагонов под погрузку и транспортировка извести и известняка для сталеплавильных и дробильно-обжигового цехов, цемзавода и ещё ряда дочерних предприятий ММК.
Четыре года назад Авдюшева отметили грамотой Министерства промышленности и торговли России. Это весомая правительственная награда, и звание заслуженного работника транспорта РФ стало своего рода её логическим продолжением. А для самого награждённого – полной неожиданностью.
– Даже не предполагал, что отметят на таком уровне. Но, конечно же, приятно, – улыбается Виталий Николаевич. – Когда родственники и друзья узнали, был шквал поздравлений.
«Горячий стаж» позволяет ему уйти на заслуженный отдых уже в следующем году. Однако сам Авдюшев покидать кабину электровоза не торопится. Железная дорога давно стала частью его жизни, плюс многое решает ответственность за младшего сына Тимофея. Сейчас парень в девятом классе, и Виталий Николаевич намерен приложить все усилия, чтобы к совершеннолетию он твёрдо стоял на ногах.