Премьера документальной ленты «Взрывая горизонты вечности» состоялась в актовом зале ГОП. В числе зрителей – автор Игорь Гурьянов, руководство и работники горно-обогатительного производства. Волновались все.
– Могу отшутиться и сказать, что мной двигала жажда мести Леониду Парфёнову и Алексею Иванову, которые в своём проекте «Хребет России» посвятили Магнитке одну минуту двадцать секунд, – обратился журналист к залу. – Прогулялись вальяжно, со столичным снобизмом рассуждая, что «Магнитка убила старые заводы». И это её главное достижение. Вы серьёзно? А если серьёзно, то это фильм про любовь. К тому месту, где живёшь, к делу, которым занимаешься. Не к работе, а именно к делу. Это фильм про настоящих людей, без фильтров, блеска, мишуры. Работать в таких условиях и при этом оставаться человеком – дорогого стоит. И «украшательств» не требует. Я увидел то, о чём сказал в фильме: человек и космос – это единое целое, где связующим элементом является феррум. Искренне, без позёрства, преклоняюсь перед теми, кто умеет и может больше меня. Подбирал выражения, когда называл горняков и агломератчиков «магнитогорскими жрецами феррума». Та любовь, про которую наш фильм, – это про жертвенность и пассионарность. Российский политик, журналист, писатель и театральный критик Елена Ямпольская делилась впечатлениями от экскурсии на ММК: «Ребята, я счастливый человек. На комбинате я увидела людей, готовых работать не за деньги». А ведь она права! Ну и, резюмируя, без тени лизоблюдства и лукавства: если после фильма ребята с ГОП будут считать меня своим – буду считать задачу полностью выполненной.
Тридцать шесть минут пролетели незаметно. За это время зрители успели побывать на самых отдалённых участках горно-обогатительного производства, окунуться в историю и будни старейшего производства ММК, ощутить масштаб и глубину происходящего на экране, услышать звенящую тишину, возникающую в громадном карьере перед взрывом, со стороны посмотреть на себя и коллег, на дело, которым занимаются не за страх, а за совесть. Дело, которое, как верно подметил автор, не требует «украшательств».
– Сегодня впервые вместе с вами посмотрел этот фильм. Ощущение такое, что через тебя пропускают ток, – поделился эмоциями начальник горно-обогатительного производства ПАО «ММК» Андрей Полинов. – Глядя на эти кадры, понял, что значит быть причастным к важному делу, по-новому осознал значение слова «патриотизм». Спасибо студентам МГТУ, создавшим 3D-модель горы, благодаря им было видно, как исчезала Магнитная, превращаясь в огромный котлован.
– Думал, что будет традиционный фильм о горно-обогатительном производстве и его цехах, – рассказывает ведущий специалист ГОП ПАО «ММК» Юрий Елисеев. – А увидел совсем иную картину: сквозь тонны руды, добытые за девяносто лет, показаны люди, душа производства. Честно говоря, тряхнуло. Увидел трудовой подвиг сотен людей, но без лозунгов и громких слов. Понял, оценил и осознал замысел – стремление автора показать любовь, которая дала начало всему: городу, комбинату. Чувствуется, что он всё пропустил через себя, поэтому у него получилось. Я сам горняк, работал и в шахте, и в карьере. Знаю, каким трудом достаётся каждая тонна руды. Хочется, чтобы этот фильм увидело как можно больше людей, возможно, тогда изменится отношение к горе, городу, комбинату.
Игорь Гурьянов признаётся, что очень волновался перед премьерой. Он извинился перед горняками за возможные допущенные технологические и исторические неточности, пояснив, что не ставил цели делать учебник или календарь событий. Его задача гораздо масштабнее – под стать горно-обогатительному производству.
– Работа над фильмом длилась более двух месяцев, а идея его создания зародилась в прошлом году, когда побывал в музеях и понял, что богатейшая история горно-обогатительного производства ММК не раскручена, – рассказывает Игорь Гурьянов. – Казалось бы, общеизвестные факты, но, если пропустить их через себя, берёт оторопь от величия произошедшего и происходящего. Когда стало понятно, что говорить, встала задача, как это подать с учётом современных требований. Вместе с режиссёром мы рвали повествование, календарь событий, хронологию, то есть нарезали салат очень мелко для того, чтобы было «вкуснее». Над фильмом работали режиссёр Елена Самойлова, операторы Вячеслав Гусев, Владислав Гусев, Георгий Бадаев, компьютерный дизайнер Артём Мезенцев. Где-то за неделю до окончательной шлифовки фильма мы поняли: да, получается.
Режиссёр Елена Самойлова успех фильма объясняет кратко: «Повезло с авторами».
– Говорю во множественном числе, потому что к авторам отношу и журналиста, и операторов, – Говорит Елена. – Видела, как горят у них глаза: это у операторов-то «ТВ-ИН», излазивших комбинат вдоль и поперёк! Полноправными авторами можно считать и наших дизайнеров, которые помогли студентам МГТУ в «доводке» 3D-модели горы Магнитной. И себя, режиссёра, считаю соавтором. Как сделать так, чтобы это «зашло»? Какие приёмы и средства использовать, чтобы фильм не был иллюстрированным календарём? Чтобы мы не шли на поводу у неинтересных книжек? Пришлось поработать, изучить опыт коллег, посмотреть аналогичные проекты. Да что я стесняюсь – вдохновиться, придумать. Выезжала на локации вместе с журналистом и операторами. И это не может не вдохоновлять: ты стоишь на вершине горы, видишь, как взрывается тот самый горизонт вечности. На Малом Куйбасе нас угостили берёзовым соком. До сих пор не знаю, что впечатлило больше – 120 тонн взрывчатки или вот эта кружка очень русского напитка. Хорошие люди, про которых сказаны хорошие слова. Великолепные промышленные пейзажи. Качественная картинка, если говорить профессионально. Глубочайшая и драматичная история, которая не про передел ММК, а про всех нас. Я не имела морального права сделать «как обычно». Если получилось, то это и мой профессиональный успех.
– Громадное спасибо, что есть вы, такие настоящие, – обратился Игорь Гурьянов к работникам горно-обогатительного производства. – Глубоко убеждён, мерзавцам всех мастей не место в телевизионном эфире. Нас как перекосило в 90-е: про плохое – это журналистика, про хорошее – реклама и пиар, так и пошло. Странно и примитивно. В этом фильме постарался немного выпрямиться и сказать хорошие слова о хороших людях. Это фильм о любви к своему делу, горе, городу, людям, которые рядом. Без любви работать на той же самой рудообогатительной фабрике или старых аглофабриках невозможно. Предваряя фильм, Андрей Александрович Полинов сказал: «ТВ-ИН» – они наши». Я очень дорожу этим словом – «наши» – и просто не имел морального права сделать плохо.