В текущем году по инициативе председателя совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова на предприятии появилась высшая корпоративная награда – знак «Трудовая Слава ММК». Она вручается работникам комбината за исключительные заслуги в профессиональной деятельности, эффективный и высокопроизводительный труд, способствующий повышению конкурентоспособности продукции ММК, а также иные заслуги. В канун Дня металлурга награды удостоились первые сорок два передовика производства. Среди них наш сегодняшний герой – аппаратчик перегонки цеха улавливания и переработки химических продуктов Андрей Арефьев. Ему вручили знак «Трудовая Слава ММК» II степени.
Андрей Владимирович – яркий пример преданности нашему градообразующему предприятию: он трудится на коксохиме ММК уже четыре десятка лет. Спокойный, умудрённый жизнью, настоящий профессионал, наш герой связал жизнь с промплощадкой ММК и цехом улавливания и переработки химических продуктов по совету отца – Владимира Васильевича, который также трудился в подразделении аппаратчиком.
– Учился я на машиниста крана металлургического производства, – вспоминает Андрей Арефьев. – Сразу после учёбы отправился служить в армию, а когда вернулся, отец предложил посмотреть место его работы. Впечатлило сразу же, хотя поначалу было непонятно и даже страшновато: всё огромное, везде трубопроводы, лестницы, резервуары… Первое время глаза разбегались. Но – понравилось. Потому и решил идти не в крановщики, а по стопам отца.
Свой трудовой путь Андрей Владимирович начал в восемьдесят четвёртом году, причём без всякой профессиональной подготовки. А освоиться на производстве помогли собственное усердие, серьёзный подход к делу, ответственность перед отцом и, разумеется, хороший наставник.
О своём учителе – аппаратчике Юрии Михайловиче Васильеве, наш герой может рассказать только хорошее.
– Самое главное, что его всегда отличало, – это спокойствие, – делится Андрей Владимирович. – Понятное дело, что не всё у меня поначалу получалось с первого раза, что некоторые задания я выполнял не так быстро, как более опытные специалисты, но Юрий Михайлович ко всему этому относился с пониманием. Не торопил, не нервничал, всегда был доброжелателен и готов поделиться знаниями, показать всё на своём примере. Ну а я всюду ходил вместе с ним, наблюдал за его работой, анализировал, запоминал.
В одной связке с наставником Андрей Арефьев трудился лет пять-шесть. Возможно, кому-то такой срок покажется долгим, но подразделение нашего героя – это химия в чистом виде, сложнейшая наука.
Разумеется, огромную поддержку Андрею Владимировичу оказывал и отец. Он трудился на участке переработки нафталина, расположенного рядом, а потому всегда был готов поделиться советом. Да и дома Арефьевы нередко обсуждали производственные дела. И если поначалу наш герой, в основном, только слушал и мотал на ус, то по мере накопления личного профессионального опыта мог уже и сам посоветовать отцу, как справиться с той или иной производственной задачей.
Все сорок с лишним лет Андрей Арефьев работает на участке перегонки смолы, которая образуется в печах коксовых батарей. По сути, это побочный продукт, но на промплощадке ММК и из него можно извлечь максимум пользы.
– У нас в цехе есть специальные блоки, которые улавливают смолы и направляют на смолосклад, – объясняет Андрей Владимирович. – Там их усредняют, дешламируют и передают уже на мой участок – для перегонки. Первым делом смолы попадают в трубчатую печь и разогреваются до четырёхсот градусов. Далее идут испаритель и колонна, в которой происходит разделение на разные фракции – нафталин, поглотительное масло, пек и антрацен.
Нафталин, по словам нашего героя, отправляют на установку ректификации, поглотительное масло используют в технологическом процессе цеха улавливания, а пек и антрацен передают сторонним потребителям.
На словах всё выглядит довольно просто, однако на самом деле за этой «лёгкостью» скрывается колоссальная работа. Процесс перегонки смолы – это десятки важнейших параметров, соблюдать которые необходимо неукоснительно. Да и оборудование на участке Андрея Владимировича невероятно сложное: компрессоры, печи, колонны, сборники, хранилище… По сути, это целый завод, расположенный на совсем небольшой территории. При этом за его бесперебойную работу отвечают всего пять человек: трое аппаратчиков, машинист компрессорных установок и оператор пульта управления.
Андрей Арефьев отмечает: ритм работы на участке напряжённый, и иной раз приходится хорошенько побегать. При этом одна только установка окисления пека высотой с десятиэтажный дом, и лестничных маршей там весьма и весьма приличное количество. А на каждом «этаже» – своё оборудование.
– Главное в нашей работе – спокойствие и слаженность, – говорит Андрей Владимирович. – И, конечно же, любовь к профессии. Выбранным делом нужно проникнуться, полюбить его. Тогда всё остальное приложится.
За сорок лет участок Андрея Арефьева неоднократно модернизировали, и с каждым разом производство становилось всё более автоматизированным и эффективным.
– Когда только начинал, было много ручного труда, – продолжает наш герой. – Теперь же значительной частью процессов можно управлять с компьютера, что гораздо удобнее и быстрее. Сама модернизация – тоже интересный процесс. Занимались этим специальные службы, но в тесной связке с нами, технологами. Консультировались, учитывали наши пожелания, специфику производства. Ну а начало работы на усовершенствованном оборудовании – это всегда период освоения нового, и здесь особенно важен уже накопленный опыт.
Доводилось Андрею Владимировичу бывать и в роли наставника: под его руководством пять-шесть ребят стали отличными специалистами. В этом деле, по словам нашего героя, самое важное – заинтересованность самого молодого работника.
– Такого человека видно сразу, – делится Андрей Арефьев. – Он будет везде ходить с тобой, наблюдать за тем, как ты работаешь, спрашивать, запоминать. Помогать ему в профессиональном становлении – одно удовольствие, и довольно быстро начинаешь приучать его к самостоятельному выполнению той или иной задачи. Но даже если молодой работник изначально не особенно заинтересован трудиться на участке – не беда. Заинтересовать можно, просто понадобится больше времени. Общаешься с ним, поддерживаешь, подсказываешь. Главное – доброжелательное отношение.
Один из воспитанников Андрея Владимировича – его же старший сын Илья. Сейчас он старший аппаратчик. А младший сын нашего героя – Виталий, слесарь-механик Объединённой сервисной компании. Однако и он работает на участке с братом и отцом, следя за «здоровьем» оборудования.
– У меня здесь практически вся семья, – улыбается Андрей Арефьев. – Супруга Елена Алексеевна тоже была аппаратчиком. Её мама Нина Александровна Яковлева работала с моим отцом на кристаллизации.
Знак «Трудовая Слава ММК» II степени – не первая награда Андрея Владимировича. Руководство коксохима и комбината не раз отмечало его грамотами, а в 2018 году наш герой удостоился звания «Заслуженный химик Российской Федерации». Случилось это благодаря тогдашнему начальницу цеха улавливания и переработки химических продуктов Евгению Лунцову.
– Отличный был руководитель, – говорит Андрей Арефьев. – Открытый, отзывчивый, неравнодушный. Всегда интересовался, чем живёт коллектив цеха, причём каждый сотрудник. Собственно, от Евгения Фёдоровича я о присвоении звания и узнал. Было, конечно, неожиданно, но приятно. Точно так же и с нынешней наградой: даже не думал, что руководство ММК отметит меня на таком высоком уровне. А получить её от самого Виктора Рашникова – дорогого стоит.