Чтобы завоевать уважение коллег на промплощадке комбината, необходимо, прежде всего, трудолюбие. Эту простую истину старший вальцовщик стана «2500» горячей прокатки четвёртого листопрокатного цеха Евгений Каменев понял ещё в первый год работы. А в 2025-м он отмечает сорокалетие трудовой деятельности.
Выбирая профессию, наш герой опирался, прежде всего, на пример своего отца Василия Андреевича и старшего брата Андрея Васильевича. Первый работал нагревальщиком на слябинге, второй – электриком на блюминге.
– По совету папы после школы пошёл в тринадцатое училище на вальцовщика-оператора стана горячей прокатки, – вспоминает Евгений Каменев. – Учиться было интересно: мастером производственного обучения у нашей группы был сам Степан Яковлевич Нижник – почётный металлург и Герой Социалистического Труда. Легендарный человек, воспитавший целое поколение прокатчиков, ответственный и трудолюбивый. Он был очень прост в общении и легко находил общий язык с молодёжью. А потом, когда я окончил училище и устроился в четвёртый листопрокатный цех, познакомился и с его сыном – Сергеем Степановичем, тоже почётным металлургом. От отца он взял только лучшее: любовь к работе, отзывчивость, весёлый характер. И трудовой путь прошёл очень достойный – от вальцовщика до мастера и начальника смены.
А Евгений Васильевич начинал на агрегате резки. Спустя какое-то время перешёл на правильную машину, затем на ножницы. Ну а потом пришла пора для службы в армии, и этот период наш герой характеризует как «очень интересный».
Служить Евгения Каменева отправили в Афганистан – с восемьдесят шестого по восемьдесят восьмой годы, так что и в боевых действиях ему довелось поучаствовать.
– Сначала полгода был в учебке в Ашхабаде, затем в военном городке, защищённом минным полем и колючей проволокой, – рассказывает Евгений Васильевич. – Служилось, в принципе, нормально: когда всё было тихо и спокойно, мог даже видами гор и природой понаслаждаться. Но случалось и по тревоге вскакивать – отражать нападение, стрелять из автомата. Также прикрывали колонны, которые перевозили грузы и припасы.
Вернувшись домой, Евгений Каменев вновь прислушался к совету отца и устроился к нему на слябинг – оператором на первом посту. В цехе занимался тем, что подавал с нагревательных колодцев слитки, произведённые в мартеновских печах, на реверсивную клеть стана «1150». Там их раскатывали до нужных размеров и отправляли в четвёртый листопрокатный цех.
Вскоре Евгений Васильевич перешёл на главный пост и занимался уже непосредственно прокаткой. Автоматики на слябинге не было, только контроллеры, так что все операции осуществляли вручную.
– Под ногами оператора располагались две педали, с помощью которых он крутил привод вперёд или назад, – делится Евгений Каменев. – А руки были заняты контроллерами: один предназначался для включения рольганга, второй – для управления валками. Так что оператор постоянно находился в движении. Управлял агрегатом, ориентируясь по циферблату над прокатной клетью, который показывал толщину будущего сляба.
Коллектив на слябинге собрался, без преувеличения, легендарный: почти все, с кем довелось потрудиться Евгению Васильевичу, были орденоносцами. Это, например, Геннадий Гришунов, Дмитрий Ковалик, Евгений Вендель… И находясь в кругу таких специалистов – грамотных, упорных и самоотверженных, – наш герой и сам горел желанием трудиться как можно усерднее. С ними, признаётся он, было очень интересно. Каждый из старших коллег всегда с удовольствием давал советы – как по работе, так и житейские. А самым главным наставником для Евгения Каменева стал Борис Иванович Ханжин – специалист, приехавший в Магнитку из Казахстана, дважды кавалер ордена Славы.
На слябинге Евгений Каменев трудился без малого семь лет. А в феврале девяносто пятого года, ровно тридцать лет назад, он вернулся в цеховые пролёты четвёртого листопрокатного.
– В то время запустили стан «2000» горячей прокатки в ЛПЦ-10, и большая часть технологов из ЛПЦ-4 перешла туда, – объясняет Евгений Васильевич. – Новый коллектив четвёртого листопрокатного цеха сформировали как раз из специалистов закрывшегося слябинга. Тем более что к тому моменту уже вовсю работал кислородно-конвертерный цех, выпускающий литые заготовки, которые можно было сразу отправлять на прокатные станы.
В четвёртый «лист» Евгений Каменев вернулся на должность вальцовщика. Трудиться начинал по пятому разряду и со временем дорос до старшего вальцовщика. Сегодня под ответственностью нашего героя находится чистовая группа клетей, а главная его задача – контролировать процесс прокатки и «править серпы», то есть выравнивать полосу, чтобы та не уходила вправо или влево. Осуществляется это со специального пульта управления, на котором находится полтора десятка кнопок. Также Евгений Васильевич следит за тем, чтобы прокат соответствовал заказу – по толщине, ширине и температуре.
В подчинении у нашего героя двое вальцовщиков, занимающихся транспортировкой валков и перевалкой и отвечающих за исправность оборудования.
– Прокатка – дело коллективное, – отмечает Евгений Каменев. – В процессе участвуют все: вальцовщики, операторы, сменный мастер, начальник участка… Только так, работая командой, можно произвести качественную продукцию.
Почти пять лет назад в четвёртом листопрокатном цехе завершилась масштабная, многоэтапная реконструкция. Благодаря ей в подразделении смогли значительно расширить размерный и марочный сортамент, качество выпускаемой продукции и объёмы производства. А технологам ЛПЦ-4 стало гораздо проще трудиться благодаря высочайшему уровню автоматизации.
– Ручной труд сейчас сведён к минимуму, – продолжает Евгений Васильевич. – Иногда достаточно просто нажать на кнопку, чтобы запустить тот или иной процесс. По сути, сейчас мы работаем на новом агрегате, который по сравнению со старым – просто космос. Даже расчёты по толщине, ширине, марке стали и так далее делает компьютер.
За сорок лет на промплощадке Евгений Каменев прошёл путь от мальчишки, едва знакомого с производством, до настоящего профессионала, который понимает все тонкости прокатного дела. И, по его словам, этот путь должен преодолеть каждый, кто действительно хочет работать в цехе.
– Все приходят молодыми и неопытными. Но если проявляют достаточно усердия, показывают характер и не сачкуют, то становятся отличными специалистами, – рассуждает Евгений Васильевич. – Со временем копится опыт, приходят нужные навыки, и всегда приятно видеть, как вчерашние пацаны занимают должности мастера, начальника смены или даже замначальника цеха. То есть начинают не только самостоятельно работать, но и берут ответственность за других.
Наш герой знает, о чём говорит, поскольку наблюдал за профессиональным развитием многих из тех, кто сегодня составляет костяк четвёртого листопрокатного. Причём он и сам не раз и не два вносил свою лепту в становление этих ребят.
Посвятить производственной площадке ММК четыре десятка лет – дорогого стоит. За многолетний и добросовестный труд Евгения Каменева наградили Почётной грамотой Министерства промышленности и торговли России и серебряным значком «70 лет ММК». А в 2022 году нашему герою присвоено звание «Заслуженный металлург Российской Федерации».
– Такое внимание со стороны руководства, конечно, приятно, – улыбается Евгений Васильевич. – О награде узнал сначала от коллег, потом прочитал новость в «Магнитогорском металле». И что особенно порадовало, вместе со мной награждали многих других работников комбината.
Свободное время наш герой посвящает своего давнему хобби – спорту. Ещё в девяностые, в самый пик моды на бодибилдинг и восточные единоборства, Евгений Каменев увлёкся походами в тренажёрный зал, и эта страсть не оставила его до сих пор.
– Начинал с пудовой гири, – вспоминает он. – Потом ходил в физкультурно-оздоровительный комплекс на Грязнова, в спортзал нашего индустриально-педагогического техникума. Сейчас занимаюсь дома – тягаю гири и гантели.
По словам Евгения Васильевича, раньше, до реконструкции четвёртого листопрокатного цеха, хобби здорово помогало ему в работе, особенно во время перевалки клетей. Ну а сейчас упражнения с «железом» – один из лучших способов просто поддерживать себя в хорошей физической форме.