Вальцовщик – важнейший специалист в любом прокатном цехе. Именно он практически всё время находится рядом с агрегатом, контролируя производственный процесс буквально с расстояния вытянутой руки, и каждую смену выполняет десятки задач. В таком интенсивном ритме почти четверть века трудится наш сегодняшний герой – старший вальцовщик стана «450» сортового цеха Ирик Динисламов.
О своих трудовых буднях он предпочитает рассказывать сдержанно и лаконично: что работает с металлом, придавая ему определённую форму.
– Поступают стальные заготовки с сечением сто пятьдесят миллиметров, и мы, согласно фабрикации, которую даёт планово-расчётное бюро, производим из них готовую продукцию, – рассказывает Ирик Зинурович. – Это могут быть уголки, швеллера, полосы… Ассортимент большой, и перечислять каждое наименование можно очень долго.
Первая и самая важная обязанность Ирика Динисламова – руководство технологами. Вальцовщики трудятся и на черновой, и на чистовой группе клетей, и со многими наш герой находится в одной связке не первый десяток лет.
К таким специалистам можно отнести, например, Владимира Прокопова, пришедшего на промплощадку ММК на год раньше Ирика Зинуровича. Под его ответственностью находится черновая группа клетей. А чистовой обычно «руководит» другой специалист-ветеран – Олег Алексеев. Правда, сейчас он в отпуске, и его заменяет, можно сказать, «новобранец» сортового цеха Илья Перескоков. Парень трудится второй год и показывает себя весьма трудолюбивым работником: учится, старается, постепенно постигает тонкости производства. И Ирик Зинурович – один из тех, кто ему в этом активно помогает.
А взаимопонимание с Владимиром Прокоповым и Олегом Алексеевым у нашего героя за годы совместной работы достигло такого уровня, что для общения иной раз даже жесты не нужны. Каждый прекрасно понимает, что конкретно нужно сделать здесь и сейчас, чтобы производственный процесс оставался стабильным и отлаженным.
Находясь внизу, рядом с клетями, Ирик Зинурович, прежде всего, следит за тем, чтобы раскалённая заготовка «правильно» шла внутри стана, постепенно принимая необходимую форму. Он как никто другой понимает: прокатка – дело тонкое.
– Основополагающий момент – наблюдение за передним и задним концом раската, – отмечает он. – Тут главное – не моргнуть, когда заготовка заходит в клети. Также очень важно следить за подачей воды на агрегат. А когда стан прокатывает очередные двадцать тонн, необходимо отправиться на третий пост, где расположены ножницы холодной резки, и сделать замеры готового профиля. Затем сообщить параметры операторам, и те, если нужно, внесут в работу агрегата корректировки.
Перевалка и настройка клетей – также ответственность Ирика Динисламова. Несмотря на то, что каждая из них довольно большого размера, работа эта ювелирная. Необходимо правильно выстроить зазоры между валками, осевые зазоры и так далее. От того, насколько точно наш герой выполнит «процедуру» настройки, напрямую зависит качество готовой продукции.
Вот и получается, что всю смену Ирик Зинурович проводит на ногах, стабильно преодолевая дистанцию в двадцать тысяч шагов. Одно это уже является высочайшим уровнем физической активности, а ведь на нём ещё внушительный объём ручной работы. Так что старший вальцовщик – практически профессиональный спортсмен.
Организуя работу на участке, Ирик Динисламов руководствуется, прежде всего, инструкциями и ГОСТами. А что касается взаимоотношений с коллегами, то тут для него на первое место выходит простое человеческое уважение и доброжелательность. Хотя порой, особенно с молодёжью, приходится проявить и строгость.
Профессию наш герой выбрал по примеру дяди, который трудился старшим вальцовщиком в обжимном цехе.
– Захотел пойти по его стопам. И в итоге, отучившись в школе, поступил в индустриальный техникум на обработку металлов давлением, – вспоминает Ирик Зинурович.
Его знакомство с промплощадкой Магнитогорского металлургического комбината также началось с обжимного цеха: во время производственной практики наш герой устроился туда оператором-вальцовщиком. Большую часть смены Ирик Динисламов проводил на посту и выполнял сразу несколько задач: задавал заготовку на стан, делал замеры и докладывал о ходе работы старшему вальцовщику, который контролировал процесс обжатия.
Производство заинтересовало Ирика Зинуровича с первых же смен. И, конечно же, впечатлило: масштабами и особой атмосферой горячего цеха. Огромные механизмы, раскалённые заготовки, искры – всё было ярко, красиво и динамично.
В итоге, отработав всю практику, он не захотел уходить из цеха. Однако следующие несколько лет всё же провёл вне территории комбината.
– Окончил техникум, прошёл службу в армии, – перечисляет Ирик Динисламов. – Потом какое-то время работал грузчиком на молочном заводе.
Но с мыслями о том, чтобы вернуться на градообразующее предприятие Магнитки, наш герой не расставался. И когда узнал, что в сортовом цехе началось строительство стана «303-кокс» и для работы на новом агрегате набирали специалистов, отправился в отдел кадров ММК.
– Взяли резчиком горячего металла по третьему разряду, – продолжает Ирик Зинурович. – На «коксовом» стане производили проволоку, и моей задачей была обрезка передних и задних концов. Спустя примерно полгода перевели вальцовщиком по сборке и перевалке клетей – на этом же агрегате. Далее была работа на стане «250-2», тоже вальцовщиком, но уже горячей прокатки. Там трудился сначала на средней группе клетей, затем на чистовой. Так, постепенно, дошёл до шестого разряда.
А потом началась глобальная реконструкция сортового производства. Ирик Динисламов к тому времени уже зарекомендовал себя как опытный и ответственный специалист, и его пригласили на строящийся стан «450».
– Когда пришёл на участок, кое-что из оборудования уже было установлено, – говорит он. – Но далеко не всё. Многое ещё довозили и устанавливали, и мы, технологи, участвовали в этом процессе. Монтировали, изучали, запускали. Ну а потом начали работать.
За без малого четверть века коллектив сортового цеха стал для Ирика Динисламова второй семьёй. Конечно, многие, с кем он начинал, сейчас находятся на заслуженном отдыхе, но зато приходят выпускники училищ, колледжей и университета. И наш герой – один из тех, кто вносит свою лепту в становление новобранцев. Как раз сейчас он выступает в роли наставника четвёртый раз.
– Первым делом учу ребят безопасности, – отмечает Ирик Зинурович. – Ну а дальше просто передаю те знания, которые накопил сам. Делюсь нюансами, везде вожу молодого работника за собой, показываю, объясняю, как правильно выполнять ту или иную задачу.
За добросовестный труд нашего героя неоднократно отмечало руководство комбината, и самая весомая его награда на сегодняшний день – грамота Министерства промышленности и торговли России. А с лета минувшего года портрет Ирика Зинуровича украшает Аллею Славы ММК.
Главное увлечение нашего героя – подводная охота. Причём, если в юношестве такой вид рыбной ловли был для него не более чем забавой, то за последние двадцать с лишним лет превратился в неотъемлемую часть жизни.
– Всё благодаря моему другу и коллеге по цеху Алексею Гуськову, – улыбается Ирик Динисламов. – Году в двухтысячном он показал мне, насколько «продвинутой» стала подводная охота. Какие появились гидрокостюмы, аппаратура и так далее. То, что к этому делу можно подойти настолько профессионально, очень вдохновило. Вот и увлёкся с новой силой.
С того момента Ирик Зинурович успел побывать на многих водоёмах Челябинской области и Башкирии. Он охотился и в Урале, и в Верхнеуральском водохранилище, и в Ириклинском. Главное, чтобы вода была достаточно прозрачной.
А любимые трофеи для нашего героя – карп, линь и, разумеется, щука. Иной раз ему попадаются экземпляры весом более десяти килограммов, и с такими рыбинами Ирик Динисламов обязательно делает памятное фото.
– В подводной охоте очень важны концентрация и умение выжидать, – делится он профессиональными секретами. – Тут всё решают секунды: отвлечёшься в неудачный момент – и рыба ушла.
Ну и, разумеется, подводному охотнику необходимы «вместительные» лёгкие. На пике формы Ирик Динисламов мог задерживать дыхание на полторы-две минуты – вполне достаточно, чтобы вернуться на берег с добычей.