…Как хорошо в деревне во время сенокоса: изумительный запах скошенных трав, спелые красные ягоды, рассыпанные по земле, где только что прошли косари. Еще девчонкой, приезжая в деревню к деду-фронтовику, я была в восторге, если он брал меня на покос. Уже деда нет в живых, и не вспомню я ту ягодную поляну, но мгновения абсолютно счастливой жизни остались в памяти.
Воспоминания детства возникли благодаря знакомству с Рамазаном Киньябаевым, мастером цеха ремонта металлургического оборудования №1 Механоремонтного комплекса ММК. Как деревенский мальчишка Рамазан из башкирской деревни Муракаево стал первым в своей семье металлургом?
В одиннадцать лет Рамазан на правах взрослого трудился на сенокосе, возил в деревню свежескошенное сено. Он работал для своей семьи, в которой были тогда мама и папа, четверо сыновей и столько же дочерей. Он стал первым в семье металлургом, потому что… влюбился. Рамазан Имельбаевич не хочет об этом говорить, только загадочно улыбается. Я, проявляя настойчивость, задаю вопросы, и звучит имя Фания. Так зовут девчонку, уехавшую из Муракаева в Магнитогорск более тридцати лет назад. Как он мог жить вдали от нее?
Деревня звала, манила, и потому, даже выучившись в городе на слесаря-ремонтника, Рамазан размышлял. Фания… В августе, после очередного сенокоса, 24-летний Рамазан снова спешит в Магнитогорск. Устраивается на металлургический комбинат, в декабре женится. Первой в семье рождается Алия, позже Артур. Проживающий в интернате Рамазан получает комнату от комбината, которую потом они с супругой обменяют на двухкомнатную, и жизнь пойдет своим чередом.
…Один из январских вечеров 2006 года. Идет строительство электросталеплавильного цеха.
Не скрывая искреннего восхищения, внимательно наблюдаю, как кропотливо, обстоятельно идет подъем главного моста финского крана грузоподъемностью триста тонн. Флагман черной металлургии создает новое производство. Возникает потрясающее чувство прикосновения к истории. Ее вершит мастер Рамазан: в его подчинении четыре бригады, двадцать слесарей-ремонтников цеха ремонта металлургического оборудования № 1 Механоремонтного комплекса ММК. На монтаже финских кранов занято более 200 человек.
…Мороз минус тридцать, лишь на время спасает кружка чая да каменка – в нее периодически подбрасывают поленья. Кто-то улыбнется, перекинется словом и опять за работу. Я начинаю пританцовывать от мороза и нетерпеливо спрашиваю, когда же начнется подъем. Такое чувство, что вопрос я задаю на иностранном языке, потому как в ответ мне только легкая полуулыбка: «Скоро!» Проходит еще несколько часов, пока, наконец-то, как и положено, медленно, почти стотонная махина начинает подъем. На улице темно, и только местное освещение позволяет проследить, как под самую крышу цеха на 35 метров поднимают на стропилах главный мост будущего крана.
Рамазан внешне спокоен – в его бригадах люди опытные. Он обстоятелен, неспешен, и, только когда приходит время передохнуть, мы продолжаем разговор:
– Что для вас важнее всего в жизни?
– Семья, – отвечает мастер. – Переживаю, чему научатся и как обустроят жизнь дети.
Сын Рамазана в этом году заканчивает индустриальный техникум и уже намерен поступать в технический университет, благо специальность прокатчика у него уже есть. Жена и дочь работают. Рамазан совсем не против того, чтобы сын пошел в армию, но если уж решил учиться дальше, значит, пусть учится всерьез…
... Очень часто после многочисленных и очень ответственных ремонтов металлургических агрегатов Рамазану Имельбаевичу снятся сенокос, пыльная деревенская улица. Нынешней зимой ее завалило снегом так, что не проехать, потому-то Рамазан Имельбаевич ждет – не дождется весны. В родной деревне родственники, есть там пристанище и для его души: много лет он строит дом. Там каждое бревнышко подогнано собственными руками, там сон крепче крепкого, там вишня…