Несмотря на звание старейшего предприятия Урала и более чем двухсотлетнюю историю, ЛМЗ органично вписался в новые производственные реалии. Об истории, буднях и перспективах «ММК-ЛМЗ» – в материалах «Магнитогорского металла».
В 2017 году ЛМЗ – единственный в России производитель электролитически оцинкованного проката и проката с полимерными покрытиями на его основе – вошёл в состав Группы ПАО «ММК». Но сотрудничество двух предприятий началось задолго до этого: на протяжении многих лет Магнитогорский комбинат был основным поставщиком холоднокатаного металла для Лысьвы. Так что ЛМЗ логично вписался в производственную цепочку ММК, став, по сути, следующим переделом готовой продукции комбината. Благодаря интеграции с Лысьвенским заводом ММК расширил сортаментную линейку металла с покрытием. За счёт электрооцинкованного проката и проката с декоративным покрытием Магнитогорский комбинат стал крупнейшим производителем окрашенных металлоизделий. А ЛМЗ, став частью ММК, получил прекрасную возможность для дальнейшего развития. При поддержке Магнитогорского комбината Лысьвенскому заводу удалось стабилизировать финансовое положение, снять проблему своевременного и полного снабжения сырьём, продолжить модернизацию производства и расширить социальную программу предприятия.
Лысьва с коми-пермяцкого переводится как «лесная вода» или «лесная речка».
И того и другого здесь в избытке. И город, и завод утопают в зелени. За минувшие четыре года представители ММК стали частыми гостями на ЛМЗ. Поэтому появлению на лысьвенской производственной площадке «металльского десанта» никто не удивился. А нам, в свою очередь, было интересно побывать в одном из самых отдалённых подразделений ММК, познакомиться с технологией производства проката с декоративным покрытием, аналогов которой в России нет, ну и, конечно, с богатейшей историей ЛМЗ и Лысьвы.
Оказавшись на центральной заводской проходной, почувствовали себя почти как дома. Дело в том, что на Лысьвенском металлургическом заводе внедрены стандарты и регламенты, единые для всех «дочек» ММК. Повсюду корпоративные цвета ММК и знакомая символика, правда, с небольшой приставкой – «ММК-ЛМЗ». Таким образом, сохраняя свою историю и самобытность, Лысьвенский завод позиционирует себя как предприятие Группы ПАО «ММК».
Пройдя инструктаж по технике безопасности, в сопровождении представителя ЛМЗ отправляемся на производство.
По пути выясняем, что завод расположен на двух площадках – новой и старой. Первая была застроена в 70-х годах прошлого века, вторая уходит своими корнями в семнадцатый век. Напоминанием о славной истории служит заводской гудок, который ежедневно в восемь часов утра извещает горожан о том, что Лысьвенский завод продолжает свою более чем двухсотлетнюю деятельность…
Знакомство с цехом покрытий начинается с отделения подготовки производства. Старший мастер ОПП Николай Лысков проводит небольшую экскурсию по участку приготовления химических растворов, который обеспечивает агрегаты цинкования необходимыми электролитами.
– Здесь работают восемь аппаратчиков, – поясняет Николай Михайлович. – Готовим растворы обезжиривания и цинкования. Необходимо следить, чтобы концентрация соответствовала норме, указанной в инструкции. Любое нарушение скажется на качестве продукции.
Про таких, как Николай Лысков, говорят: человек рабочей закалки. В рабочем городе ведь как: если встал на верную дорогу, значит, по жизни пойдёшь правильно. Николай Лысков – яркий тому пример. Пришёл в цех покрытий сразу после армии и «задержался» на 42 года: слесарь, дежурный мастер на участке хромирования, мастер химподвала, старший мастер отделения подготовки производства. Завод для него всё равно что второй дом, как бы пафосно это ни звучало. Поэтому и все перемены, происходящие на предприятии, принимает близко к сердцу.
– А как же иначе, ведь вся трудовая жизнь здесь проходит, – отмечает Николай Михайлович. – С приходом ММК всё стало преображаться, меняться в лучшую сторону, и в первую очередь для рабочего человека. Изменились условия труда. Построили посты управления для операторов, снабдили их кондиционерами. Отремонтировали входную группу в цех, а главное – привели в порядок оборудование. В социальном плане есть явные сдвиги. Из нашего подразделения я одним из первых отдохнул в санатории «Юбилейный». Чувствуется, что ММК вкладывает средства в наше развитие. Это в первую очередь важно для молодёжи, для тех, кто в будущем придёт на завод.
Из отделения подготовки производства попадаем на входной участок – склад холоднокатаного проката, поступающего с ММК – из ЛПЦ-5 и ЛПЦ-11. Доставляют его по железной дороге.
В зависимости от толщины и марки стали вес одного рулона может достигать четырнадцати тонн.
– Мы находимся у начала нашего производства, – рассказывает ведущий специалист группы технологического сопровождения производства Роман Бердиев. – Со склада холоднокатаного проката металл поступает на участок распаковки, где резчики оценивают его внешние качества и при отсутствии замечаний ставят на загрузочные устройства агрегатов № 3 и 4, которые работают круглосуточно. Протяжённость каждого из них – 1100 метров.
Входные участки обоих агрегатов состоят из разматывателя, сварочной машины и башенного накопителя, – поясняет Роман Олегович. После того как рулон закрепляют на разматывателе, полоса в агрегатах движется со скоростью 72 метра в минуту. Для того чтобы в агрегате получилась цельная лента, концы разных рулонов сваривают. За плоскостность металла – чтобы не было даже намёка на волнистость – «отвечают» правильно-растяжные машины, установленные на гальваническом участке. После правки металл поступает на участок подготовки поверхности, где его сначала обезжиривают, полоса проходит через щелочной раствор при температуре 75 градусов, щёточно-моечную обработку, а затем её протравливают серной кислотой.
– Все эти операции необходимы для того, чтобы поверхность металла была идеально чистой перед нанесением цинка, – поясняет Роман Бердиев. – Очищенная полоса идёт на электролитическое цинкование: оно происходит в десяти вертикально расположенных ваннах, где под действием тока происходит осаждение на прокат тонкого слоя цинка. На выходе его номинальная толщина составляет три микрона. Цинковое покрытие защищает металл от коррозии.
На оцинкованную полосу наносят хроматное защитное покрытие, затем её отправляют на окрасочный участок, где грунтуют и просушивают в печи при температуре 230 градусов. После охлаждения в камере финишного покрытия валковые машины наносят лицевую полиэфирную эмаль, а с обратной стороны – эпоксидную. После охлаждения полосу снова отправляют в печь – там эмаль полимеризуется. В завершении полоса направляется в установку водовоздушного охлаждения. На выходном участке её осматривает контролёр УТК.
– В результате получается полимерное покрытие, которое соответствует всем требованиям потребителей, – подытоживает Роман Бердиев.
В цехе покрытий он работает семь лет. Образование получал в Лысьвенском политехническом колледже и Уральском государственном горном университете.
В одном из пролётов цеха замечаем кузов автомобиля Lada NIVA Travel, установленный на постамент. Детали кузова легендарного российского внедорожника изготовлены на АВТОВАЗе из проката Лысьвенского металлургического завода. Автомобильный лист ЛМЗ производит с 1995 года, в 1998-м начались серийные поставки электролитически оцинкованного автолиста для семейства автомобилей «ВАЗ-2110». Следующим шагом стала Lada NIVA Travel.
Сделав фото, отправляемся на участок, где выпускают металл под маркой SteelArt. Эта история началась на ЛМЗ в 2016 году. Название, образованное от слов «сталь» и «искусство», очень точно отражает суть продукта – это оцинкованный металлопрокат с декоративным рисунком, нанесённым методом офсетной печати по технологии Print. Он имитирует натуральные материалы: дерево, кирпич, природный камень.
– В целом процесс похож на производство металлопроката с обычным полимерным покрытием, но здесь полосу не сваривают, а сшивают, – продолжает рассказ Роман Бердиев. – После полимеризации базового покрытия полоса идёт в камеру принтеров, где на металл наносят специальные чернила в три слоя, так появляется рисунок. Затем полоса поступает на валковую машину, и на неё наносят лак, защищающий чернила от механических воздействий и придающий все нужные физико-механические свойства покрытию – гладкий, текстурированный или с 3D-эффектом. Последний создаёт полную имитацию текстуры дерева или камня – визуально и на ощупь. Срок службы такого металла не менее 25 лет.
Продукция «ММК-ЛМЗ» применяется в автомобильной промышленности, строительной индустрии, производстве бытовой техники и на предприятиях общего машиностроения.
Высокое качество металла, оперативные сроки производства и доставки, гибкость транспортной логистики позволили расширить географию поставок. Среди клиентов «ММК-ЛМЗ» предприятия Поволжья, Сибири, Урала, Северного Кавказа и Дальнего Востока. Компания успешно осваивает рынки ближнего и дальнего зарубежья: Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Эстонии и Финляндии. В 2020 году «ММК-ЛМЗ» произвёл 268 тысяч тонн готовой продукции, что стало рекордным показателем в истории завода.
В ближайших номерах «ММ» мы расскажем о старой площадке ЛМЗ, основанной в 1787 году, где расположены железнодорожный и механический цехи. Эта часть завода – своеобразный музей под открытым небом, прямой отсыл к шуваловским временам и знаку единорога, который и сегодня украшает эмблему Лысьвенского металлургического завода.