Именно такого мнения придерживается сталевар ЭСПЦ Максим Гавриков, который трудится на двухванном сталеплавильном агрегате № 32. В минувшем году он отметил первый профессиональный юбилей – десять лет на промплощадке ММК. К выбору специальности Максим Сергеевич подходил самостоятельно и осознанно: ещё выпускником школы решил, что свяжет всю жизнь с Магнитогорском. И в этом случае приобщиться к братии сталеваров – одно из самых верных решений.
– Поступил в Индустриальный колледж на металлургию чёрных металлов, – вспоминает Максим Гавриков. – А живое производство впервые увидел на практике после третьего курса. Нас с ребятами направили в кислородно-конвертерный цех. Тогда, конечно, сами не работали, просто ходили и смотрели, что и как происходит, но промплощадка всё равно впечатлила. Объёмы там невероятные. От вида огромного оборудования и расплавленного металла тоже захватывало дух.
После колледжа была служба в армии, а затем знакомство с новым цехом – электросталеплавильным. Максим Сергеевич попал сразу на ДСПА-32 и свой трудовой путь начал с должности третьего подручного сталевара. Знакомиться с производством помогал опытнейший наставник – Андрей Владимирович Еремеев. Ерёма – так по-дружески и с огромным уважением маститого металлурга называют на участке тридцать второй печи.
Под его руководством наш герой проработал первый год. Учителя он запомнил как рассудительного и очень спокойного специалиста.
– Процессы знал досконально и объяснял всё тоже от и до, – рассказывает о наставнике Максим Гавриков. – Первое, чему учил, – безопасности. Как-никак мы работаем с расплавленным металлом, тем более с большими объёмами: за одну плавку печь выдаёт от ста восьмидесяти до двухсот тонн. Так что никаких необдуманных решений и шагов быть не должно.
Третий подручный сталевара на «двухваннике» – всё равно что юнга на корабле. Максим Сергеевич занимался уборкой участка, помощью второму и первому подручным, а также непосредственно сталевару при заправке печи. Уже тогда наш герой понял, что дело выбрал по-настоящему серьёзное, требующее терпения, хорошей физической силы и выносливости. Сталевар – это не просто востребованная и ответственная профессия, но ещё и характер.
– Спустя год начали ставить вторым подручным, – продолжает Максим Гавриков. – Обязанностей уже гораздо больше. На этой должности у тебя своя сторона агрегата, ты сам шлакуешься, заносишь магнезит, чтобы закрывать стальную лётку после выпуска. Ответственность возрастает, но и работа становится интереснее.
Ещё через четыре года наш герой начал пробовать силы в роли первого подручного, отвечая практически за весь технологический процесс выплавки. Он руководил действиями машиниста крана при заливке чугуна в печь, и здесь, даже несмотря на внушительные размеры оборудования, как нигде важна точность. Есть у сталеваров что-то вроде поговорки: чем точнее зальешь чугун, тем меньше потом придётся потеть. Кроме того, именно первый подручный выпускает металл через сталевыпускное отверстие, а затем промывает и закрывает лётку.
Уже в тот период Максим Гавриков время от времени исполнял обязанности непосредственно сталевара, а эта должность сродни бригадирской. То есть под его ответственностью было не только сложнейшее оборудование и десятки тонн раскалённого металла, но и люди. Так что тут одним лишь знанием технологического процесса не ограничишься: нужно начинать разбираться в психологии, чтобы выстраивать с подчинёнными взаимоотношения. Без доверия, уважения и готовности помочь не добиться результатов ни в одном деле, и металлургия не исключение.
– К каждому, кто находится на участке, нужен свой подход, – уверен Максим Сергеевич. – Нельзя просто сказать: иди и делай. Нужно максимально подробно объяснить суть работы, чтобы человек понял, что именно от него хотят. Ну и, конечно же, никакого приказного тона, всё доброжелательно и с уважением.
Именно так в своё время его и многих других тружеников ДСПА-32 взращивал уже упомянутый Андрей Владимирович Еремеев.
Сейчас Максим Гавриков на полпути к новому трудовому этапу – должности мастера. Пока он исполняющий обязанности, однако трудолюбие, ответственность и грамотность в скором времени непременно позволят молодому сталевару покорить и эту вершину.
Тридцать вторая мартеновская печь – единственная из оставшихся на Магнитогорском металлургическом комбинате. По сути, это памятник, но живой и действующий, а потому и руководство электросталеплавильного цеха, и трудящиеся на агрегате сталевары относятся к нему с уважением и заботой. «Двухванник» регулярно встаёт на плановый холодный ремонт, и сейчас как раз такой момент. Печь обновляется кардинально: идет замена футеровки, металлоконструкций, охлаждаемых элементов. Всё это необходимо сделать за семь суток.
– Ремонт серьёзный, готовимся к новой кампании: за полтора-два месяца должны будем произвести от восьмисот до тысячи двухсот плавок, – объясняет Максим Сергеевич. – Бригада принимает в процессе самое активное участие, а непосредственно я занимаюсь контролем и организацией. Обеспечиваю площадку материалами и техникой, помогаю механикам и так далее.
При всём при этом наш герой успевает учиться в Магнитогорском государственном техническом университете. Он уже на третьем курсе, а специальность всё та же – металлургия чёрных металлов. Как отмечает сам Максим Гавриков, учёба помогла намного глубже вникнуть во многие процессы, происходящие в мартеновской печи.
Совмещать труд сталевара и обучение непросто, тем более что образование Максим Сергеевич получает на очном отделении. Но благодаря работе на комбинате у него свободный график посещения занятий. И всё равно: чтобы вникать в науку вечером, после двенадцатичасовой смены у мартеновской печи, нужны немалая сила воли и упорство.
Максим Гавриков дважды участвовал в конкурсе среди лучших молодых рабочих по профессии, и оба раза не оставался без наград. Дебютировал он с победой, а затем завоевал и серебро производственных соревнований. Кроме того, наш герой удостоился места на Аллее Славы Магнитогорского металлургического комбината.
А дома он отдаёт всего себя детям – двум дочерям и сыну. Их Максим Гавриков стремится вырастить добрыми, честными и просто счастливыми.