Главное отделение ремонта тепловозного депо ООО «Ремпуть» можно сравнить с операционной. Именно сюда прибывают локомотивы, нуждающиеся в поправке «здоровья», и одним из важнейших «инструментов» на этом участке является кран металлургического производства – мощный агрегат, способный запросто переместить в нужную точку даже самую большую и тяжёлую деталь. А управляет им хрупкая женщина – машинист Ольга Смирнова.
Сама она сравнивает процесс работы над требующим ремонта тепловозом с игрой в конструктор «Лего». Только вместо игрушки из пластмассовых деталек – сложнейшая машина, которую нужно разобрать, отремонтировать и собрать заново.
– А потом, – улыбаясь, отмечает Ольга Вячеславовна, – локомотив выезжает из депо и длинным гудком благодарит за помощь. И это очень приятно.
Работа машиниста крана металлургического производства требует колоссальной внимательности и концентрации. Нужно учитывать вес и размеры деталей, присутствие подкрановых – слесарей подвижного состава, которых на участке полтора десятка человек. Производственных требований – множество, и все их необходимо соблюдать.
– Перемещаю детали тепловоза: крыши, дизели, гидропередачи, тележки, колёсные пары и так далее, – продолжает Ольга Смирнова. – Самое лёгкое, с чем приходится работать, – это насос. Но и он весит тридцать килограммов, так что транспортировать его вручную – напрасная трата времени и сил. А самая большая и тяжёлая часть тепловоза – пятнадцатитонный дизель. Как и все другие детали, он устанавливается через верх машины. Поэтому, когда возвращаешь дизель на место, нужно следить, чтобы он встал точно на шпильки, расположенные в раме. Здесь нужна ювелирная точность, каждый сантиметр играет важную роль.
И эта точность – целиком и полностью ответственность Ольги Вячеславовны. А ещё в работе машиниста крана металлургического производства всегда есть место элементу неожиданности. Идя на смену, она может только предполагать, чем именно предстоит сегодня заниматься. Возможно, менять колесную пару. Или разбирать дизель. Или… Вариантов, на самом деле, масса, а задания всегда разные. Но, по словам нашей героини, именно за это она и любит свою профессию.
Выбрать специальность машиниста крана металлургического производства Ольге Смирновой помог пример двух её тёть, трудившихся в аглоцехе.
– Довелось понаблюдать за их работой, посмотреть, как они перемещаются под сводами цеха, и это очень вдохновило, – вспоминает Ольга Вячеславовна. – В итоге решила пойти по их стопам и поступила в сорок первое училище.
На производственной практике она и сама поуправляла мостовым краном в аглоцехе, а получив диплом, устроилась в третий листопрокатный цех. Но там наша героиня проработала недолго: основной задачей машиниста в ЛПЦ-3 была транспортировка рулонов из точки «А» в точку «Б», а Ольге Смирновой хотелось чего-то более сложного, интересного и неординарного, требующего точности и творческого подхода.
Всё это она и нашла в тепловозном депо, куда устроилась тридцать пять лет назад. Азам профессии нашу героиню обучала опытная наставница – Нина Климова.
– Для нас это человек-легенда. Красивая и энергичная женщина, неординарная личность, – признаётся Ольга Вячеславовна. – Безумно рада, что начинала работать под её руководством. Нина Степановна обучила всему, что знала сама: например, как правильно вставать, чтобы было удобнее выполнять ту или иную задачу. В нашей работе множество нюансов, и когда пытаешься вникнуть в них самостоятельно, рискуешь набить шишки и потратить немало времени. Благодаря Нине Степановне мне удалось избежать многих таких моментов. Также она давала жизненные, чисто женские советы, которые тоже очень пригодились.
За годы работы Ольга Смирнова и сама вырастила немало машинистов, причём всех их наша героиня воспринимает как своих детей.
– Оля Тумарева – мой ребёнок, – смеётся она. – Оля Гредякина – тоже мой ребёнок.
Выступая в роли наставницы, Ольга Вячеславовна первым делом обучает новичков технике безопасности. Затем идёт ещё один немаловажный момент – нюансы взаимодействия с коллегами, и здесь на первый план выходит простое человеческое общение.
У самой нашей героини со всеми, кто находится в отделении, прекрасные отношения. А коллег она называет исключительно ребятами, что также говорит о многом.
– Взаимовыручка на участке всегда во главе угла, – говорит Ольга Смирнова. – Помогаем друг другу с радостью. И взаимопонимание идеальное. Во время работы используем классические команды, вроде «вира» или «майна», и жесты. Вдобавок всегда заранее знаю, что именно предстоит сделать – в зависимости от того, кто из ребят позвал меня помочь.
Профессия сделала нашу героиню настоящим экспертом по части устройства тепловоза. Ольга Вячеславовна знает о своих стальных «подопечных» всё. Запросто может показать, где расположены компрессоры или гильзы, рассказать, для чего нужна та или иная деталь. Сам тепловоз, по словам Ольги Смирновой, машина невероятно сложная. А иной раз и капризная. Щекотливые моменты случаются нередко, но в конечном итоге, когда за дело берётся сплочённая и профессиональная команда Ремпути, все проблемы решаемы.
Краны, на которых трудится наша героиня, тоже знакомы ей вплоть до мелочей.
– Их у меня четыре, и каждого я воспринимаю как мужчину с особой внешностью и характером, – рассказывает Ольга Вячеславовна. – Тот, на котором работаю чаще всего, – мощный и очень надежный брутал. Есть кран весьма почтенного возраста – ему девяносто пять лет. Это такой дедушка с тросточкой, степенный и неторопливый. Ещё один – тридцатилетний шалтай-болтай. А в электровозном депо иной раз приходится управлять пятидесятитонным агрегатом. Он мне кажется здоровенным мужиком-лесовиком.
Успешно трудиться нашей героине помогает главное – любовь к выбранной профессии. За тридцать пять лет Ольга Смирнова ни разу не пожалела, что пошла именно по такому трудовому пути. Да, он непрост, но мастерство – дело наживное: тут нужны время, терпение и желание. Причём последнее важнее всего.
Одно из увлечений Ольги Вячеславовны, как и её работа, тоже связано с точностью и вниманием. Она вышивает картины крестиком и бисером, занимается алмазной мозаикой.
– Не так давно вышила большую картину, которая называется «Край света», – делится Ольга Смирнова. – Там изображён маяк на скалистом берегу, о который разбиваются морские волны. Очень красиво, влюбилась в этот пейзаж сразу, как только увидела. Делала его девять месяцев.
Такое хобби, в первую очередь, дарит нашей героине успокоение и помогает упорядочить мысли. Кроме того, всегда очень интересно наблюдать за тем, как постепенно, шаг за шагом, заветное изображение начинает вырисовываться.
– Ну а потом, когда картина уже готова, приходит приятное осознание: я смогла, – добавляет Ольга Вячеславовна.
Её второе увлечение – полная противоположность первому. Это путешествия. Ольга Смирнова уверена: чтобы получить яркие впечатления, совершенно не обязательно отправляться за тридевять земель. В Челябинской области и соседней Башкирии тоже есть на что посмотреть.
Так, наша героиня побывала на Большой Каменной реке, расположенной между хребтами Большой и Средний Таганай. Кроме того, в её копилке путешествий Инзерские Зубчатки и Большие Айские притёсы.
– Впечатляет, в первую очередь, природа, – говорит Ольга Вячеславовна. – К тому же, любое восхождение – это хорошая физическая нагрузка. Иногда даже чересчур хорошая: бывает, во время похода, когда уже устала, я твержу себе, что всё, это последний раз. Но потом возвращаюсь домой и спустя пару дней начинаю продумывать новое путешествие.
Август у Ольги Смирновой тоже не обойдется без поездок. Четырнадцатого числа она отправляется на теплоходе по реке Белой, восемнадцатого – едет в Черноречье. А на сентябрь у неё намечена экскурсия в Пласт.
Ольга Вячеславовна любит насыщать собственную жизнь яркими событиями, поскольку понимает: только от нас самих зависит, какой она будет – интересной или скучной.
– У каждого человека есть два сундука – один с радостями, другой с горестями, – рассуждает наша героиня. – И именно мы решаем, какой из них наполнять. Поэтому стараюсь быть максимально позитивной.
Именно такой настрой два года назад подтолкнул Ольгу Смирнову к довольно смелому шагу – участию в проекте телекомпании «ТВ-ИН» «Преображение». И, по её словам, это действительно было преображение. А ещё новые эмоции и необычный взгляд на саму себя.
А минувший День металлурга запомнится нашей героине ещё одним ярким событием – вручением Почётной грамоты ПАО «ММК». Заслуженную награду она получила на торжественном вечере в «Арене-Металлург» в присутствии полпреда президента в УрФО Владимира Якушева, губернатора Челябинской области Алексея Текслера, председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Рашникова, председателя совета директоров китайской компании «Синостил Иквипмент энд Инжиниринг» Лу Пенчена и мэра Магнитогорска Сергея Бердникова.
– Действительно незабываемые эмоции, – улыбается Ольга Вячеславовна. – Особенно когда поднимаешься на сцену под аплодисменты огромного количества зрителей, принимаешь поздравления. Но и подготовка к выходу – тоже очень интересный процесс. Нужно уложить прическу, сделать макияж и так далее. Всё это приятная суета.
Почётная грамота ММК – первая производственная награда Ольги Смирновой. Так что можно быть уверенным: в сундуке радостей нашей героини она займет особое место.