Развитие системы наставничества – одно из приоритетных направлений работы Магнитогорского металлургического комбината. Так, в прошлом году руководство градообразующего предприятия внесло существенные коррективы в Положение о наставничестве, и теперь в документе расписан полный цикл сопровождения молодого работника наставником, начиная с его первого дня на производстве. Плюс введена новая должность – инструктор производственного обучения. По сути, это наставник наставников, и одним из таких специалистов является Сергей Овчинников, работающий в управлении подготовки производства.
Трудовой фронт у нашего героя более чем впечатляющий: десять производственных участков, сорок молодых работников и сто двадцать наставников, с каждым из которых необходимо постоянно быть на связи. И обязанностей у инструктора производственного обучения тоже множество.
Во-первых, Сергей Овчинников встречает молодых работников, только устроившихся в управление подготовки производства, беседует с ними, вручает памятки и рассказывает о своей работе, а также о планах дальнейшего взаимодействия.
– Обязательно обмениваемся номерами телефона, чтобы они могли позвонить мне в любой момент, – добавляет Сергей Михайлович. – Самая главная моя задача – научить молодых работников трудиться безопасно. Они должны уходить со смены живыми и здоровыми.
Второй важный момент работы нашего героя – помочь новобранцам подразделения освоиться на производстве. Влиться в коллектив, найти общий язык с мастерами и руководством УПП. А если возникает какая-то проблема, то Сергей Овчинников принимает в её решении самое активное участие.
– На собеседованиях с молодыми работниками у меня три блока вопросов, – продолжает он. – Первый касается адаптации. Узнаю, что для ребят было самым сложным в начале работы, почему эти трудности возникли, какая помощь необходима сейчас. Далее обязательно проверяю, насколько хорошо рабочий знает свою профессию. В УПП девятнадцать специальностей, и сейчас я тоже вникаю в их нюансы. Например, оператор механизированных и автоматизированных складов. По сути, это тот же грузчик, однако сейчас он работает со вспомогательным оборудованием – соответственно, и профессиональных навыков и знаний у него должно быть больше. На участке нефтепродуктов своя специфика: там трудятся машинисты насосов, с помощью которых осуществляется перекачка масла и других жидких горючих материалов. Также у нас в управлении есть машинисты крана, водители погрузчика, бульдозера, и везде свои особенности.
Впрочем, для Сергея Михайловича управление подготовки производства – родная стихия: он посвятил работе в этом подразделении девятнадцать лет. В 2002 году наш герой начинал в УПП грузчиком, но вскоре получил пятый разряд и повысил квалификацию, благодаря чему перешёл в стропальщики. Спустя время молодого и ответственного работника заметило руководство, и, поскольку у Сергея Овчинникова было высшее образование, ему предложили попробовать себя исполняющим обязанности мастера участка № 1. А в 2008 году нашего героя официально утвердили на этой должности.
Управление подготовки производства – это огромные территории и десять участков, расположенных на всей площади Магнитогорского металлургического комбината. Через эти «врата ММК» проходит самая разнообразная продукция: строительные материалы, прокатные валки, инструменты – от пассатижей до шуруповёртов и отбойных молотков, химические вещества, технологическое оборудование и даже канцелярские товары. А главная задача подразделения – правильно принять всё вышеперечисленное, проверить прибывшие грузы на соответствие качеству, размерам, номенклатуре и так далее, сохранить их, соблюдая необходимые инструкции, и наконец выдать подразделениям комбината. Роль УПП в жизни градообразующего предприятия Магнитки сложно переоценить, а потому работать здесь могут только квалифицированные специалисты.
Разумеется, у Сергея Михайловича тоже был наставник – Валерий Дарьин. Опытный работник с самых первых дней помогал нашему герою стать частью управления подготовки производства: водил по складам, посвящал в тонкости работы, показывал грузы и оборудование.
– Профессию грузчика я осваивал под его руководством, – вспоминает Сергей Овчинников. – Занимался и разгрузкой вагонов с песком и грохочённым кварцитом для доменного производства, и другие задания выполнял. А Валерий Дарьин показывал, как правильно и безопасно открыть вагон или контейнер, как обращаться с лопатой или ломиком и так далее.
Также во время работы в управлении подготовки производства Сергей Михайлович являлся уполномоченным по охране труда. Учитывая специфику подразделения, обязанностей на этой должности у нашего героя была масса.
В 2021 году Сергей Овчинников отправился на заслуженный отдых. Однако за почти два десятка лет он сроднился с комбинатом, полюбил предприятие, а потому очень обрадовался, когда спустя три года получил предложение войти в совет ветеранов УПП – стать председателем комиссии по работе с неработающими пенсионерами. Энергии у нашего героя хоть отбавляй, и он понимал, что её необходимо направить в нужное и полезное русло.
– К тому же радостно осознавать, что тебя помнят, – улыбается он. – Да и работать с ветеранами приятно, многие из них мои давние друзья. Так что тружусь с удовольствием. Помогаю с оказанием материальной поддержки, подготовкой продуктовых наборов, организую всевозможные спортивные и культурные мероприятия, выезды на природу.
А заняться ещё и наставнической деятельностью Сергею Овчинникову предложили летом минувшего года, и эти обязанности наш герой взял на себя не раздумывая: суть работы ему знакома, общаться с людьми он умеет, а освоить правильное ведение новой документации для человека с опытом руководителя – вообще не проблема.
Тем не менее, учиться Сергею Михайловичу приходится и сейчас, причём помногу. Каждый месяц в управлении кадров ММК проходят семинары для инструкторов производственного обучения, и за три-четыре часа на каждой такой встрече наш герой и его коллеги получают большой объём новой и полезной информации. Кроме того, семинар – это ещё и общение с коллегами-инструкторами, обмен опытом и мнениями.
– Очень радует, что количество инструкторов растёт, – отмечает Сергей Овчинников. – В июле, когда всё начиналось, нас было одиннадцать человек. В августе – уже четырнадцать. А на декабрьский семинар пришли шестнадцать инструкторов. Со многими мы стали добрыми друзьями.
Большую работу Сергей Михайлович проводит и с наставниками. Он располагает внушительной базой данных, в которой отражено немало информации о специалистах, которые помогают молодым работникам осваиваться на промплощадке. Это и сведения об образовании, и стаж работы, и курсы повышения квалификации, и многое другое. Ну а то, насколько добросовестно и грамотно наставник работает с ребятами, наш герой проверяет во время встреч и бесед.
– Главное качество для наставника – это дисциплина, – уверен Сергей Овчинников. – Чтобы получить право обучать молодых, необходимо сначала заслужить доверие руководства. Резюме у потенциального наставника должно быть блестящим: никаких нарушений, штрафов и так далее. Ну и основополагающий момент – наставник обязан сам уметь и знать всё то, что собирается передать подопечному. Кроме того, наставничество помогает привить уважение к комбинату и труду. Благодаря опытному и знающему учителю ребята начнут понимать, что занимаются важным и нужным делом, что они рабочие, а не винтики в огромной производственной машине, и играют огромную роль в жизни ММК. Тогда и со смены они будут уходить с чувством удовлетворения.
Ещё наставничество – одна из лучших возможностей наладить с молодым поколением работников обратную связь. Выяснить, что им нужно, чтобы плодотворно трудиться, с какими трудностями они сталкиваются и как эти проблемы можно решить.
Территорией комбината Овчинников-наставник не ограничивается: он приложил немало усилий, чтобы вырастить достойными и успешными людьми двоих сыновей. Старший Алексей трудился на магнитогорском калибровочном заводе, а сейчас живет в подмосковной Лобне. Младший Павел – вальцовщик в одиннадцатом листопрокатном цехе.
Теперь Сергей Михайлович всё свободное время стремится посвятить воспитанию внуков. Он часто выезжает с ними за город, а ещё очень любит рассказывать о событиях минувших дней. Например, о жизни в военное и послевоенное время, о Советском союзе и постперестроечном периоде, о том, как он сам был октябрёнком, пионером, комсомольцем и членом КПСС… И что особенно радует нашего героя – ребята слушают и вникают.
А значит, и для них Сергей Михайлович является не просто дедушкой, но и наставником.