Более трех лет тому назад в конце улицы Гагарина, напротив АЗС «Красная», началось сооружение первой в Магнитке газотурбинной ТЭЦ. По всем статьям вполне современной, высокоэффективной и к тому же весьма своевременной, потому что уже в ту пору в районе ее «дислокации» назревали проблемы в тепло- и электроснабжении. А для города – более чем выгодной, ибо на строительство ее город не тратил ни рубля – все инвестиционные тяготы брало на себя московско-питерское ОАО «Энергомашкорпорация». Типовой график сооружения нужного для города объекта рассчитан был на два года. В принципе, можно было и побыстрее. Но, увы, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Поначалу станция росла на глазах. Однако затем строительство резко замедлилось, увязнув во всевозможных согласованиях. Долгое время оно финансировалось по остаточному принципу, так как не было ясности с прокладкой газопровода. Наконец, после вмешательства главы города Евгения Карпова дело опять пошло на лад: на местном уровне в общем-то все проблемы удалось «разрулить», наметили было к осенне-зимнему сезону 2006–2007 годов ввести станцию в эксплуатацию. И вдруг – нате вам! – практически «форс-мажор»: ОАО «Газпром» не желает дать согласие на использование газа в качестве топлива для почти построенной ТЭЦ. ОАО «ГТ ТЭЦ Энерго» – дочерняя фирма Энергомашкорпорации, заказчик строящейся в Магнитке станции – регулярно шлет в адрес Газпрома обращения с просьбой согласовать использование газа, а оттуда методично отвечают отказом за подписью Е. Фишера, начальника управления распределения газа и топливных режимов.
Отказ от 14.06.05 г.: «В настоящее время газопроводы Сургутского коридора и системы Бухара–Урал работают с максимальной нагрузкой. Поставка газа… может быть осуществлена только за счет перераспределения объемов газа между действующими потребителями Челябинской области, с соответствующим пересмотром (ликвидацией) действующих топливных режимов, без увеличения суммарных объемов поставки газа потребителям региона». Подобного рода ответов набралось уже с добрый десяток.
ОАО «ГТ ТЭЦ Энерго» трижды изыскивало необходимые для работы ТЭЦ в Магнитке ресурсы газа у независимых поставщиков – нефтегазовой компании «ИТЕРА» и других – и заключало с ними договора поставки, однако Газпром всякий раз отвечал «нет». Даже после того как ОАО «ГТ ТЭЦ Энерго» заключило договор с ООО «Челябинскрегионгаз» о поставке голубого топлива из ресурсов независимых поставщиков, действующих на территории Челябинской области, когда, казалось бы, ничего не осталось, кроме как сдаться, – газовый монополист все равно отверг притязания. В письме от 14.08.06 г. за подписью А. Михеева, первого заместителя начальника департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов, интересными представляются следующие перлы:
«Программа ОАО «Энергомашкорпорация» по строительству ГТ ТЭЦ не согласована с программами ввода новых мощностей ОАО «РАО ЕЭС России» и реконструкцией региональных теплоэлектроцентралей.
За последнее десятилетие доля газа в топливном балансе электростанций увеличилась с 62 до 70 процентов при стабилизации общего потребления котельно-печного топлива электростанциями ОАО «РАО ЕЭС России». Ориентация на один вид топлива – газ – не способствует укреплению энергетической безопасности в стране и может привести к нарушению условий бесперебойного энергообеспечения потребителей. Энергетической стратегией России на период до 2020 года определена необходимость оптимизации топливно-энергетического баланса России с учетом уменьшения доли потребления природного газа в общем энергопотреблении.
Учитывая изложенное, в целях надежного энергоснабжения потребителей Российской Федерации, целесообразно рассматривать варианты топливообеспечения строящихся ГТ ТЭЦ, не предусматривающие увеличение объемов поставок природного газа по регионам».
Во-первых, с какой стати Газпром привязывает Энергомашкорпорацию к энергохолдингу РАО «ЕЭС России» и считает необходимым согласовывать с ним свою программу развития? Где же в таком случае будет у нас благотворная конкуренция, ради которой мы затеяли строительство капитализма? Во-вторых, рассуждения об опасности, угрожающей бесперебойному энергообеспечению потребителей при ориентации на один только газ, имели бы право на существование, если бы не всем известная большая заинтересованность газового монополиста в чрезвычайно выгодных поставках своего товара в дальнее зарубежье. Кроме того, какую опасность для топливно-энергетического баланса страны могут представлять необходимые для функционирования газотурбинной ТЭЦ несколько десятков тысяч тонн условного топлива в год? Это капля в море на фоне 1,5 миллиарда кубометров газа, которые сберег Газпрому один только ММК, взявшись за экономию постоянно дорожающего голубого топлива.
В общем, Газпром загнал ситуацию в тупик, сделал вопрос обеспечения топливом газотурбинной ТЭЦ неразрешимой проблемой. Осталась надежда на помощь самых высоких госструктур. И полетело пару месяцев назад в Госдуму на имя председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева подписанное главой города Евгением Карповым официальное письмо с просьбой о содействии в решении вопроса об использовании для строящейся в Магнитке ГТ ТЭЦ голубого топлива из ресурсов независимых поставщиков, предлагаемых Челябинскрегионгазом.
Но к чему бы газовому монополисту демонстрировать явно неконструктивную позицию? Он с некоторых пор замечен в большом интересе к приобретению крупных объектов для роста капитализации компании. Еще свежи воспоминания о наделавшем много шума приобретении у Романа Абрамовича Сибнефти за 13 млрд. долларов, которая затем выкупила «кое-какие» активы ЮКОСа за 9,3 млрд. долларов. Недавно просочилась в СМИ информация о том, что Газпром будто бы намерен обзавестись пакетом акций нефтяной компании «ТНК-ВР» на весьма кругленькую сумму, чуть не вдвое превышающую затраты на приобретение Сибнефти. Так неужто на газотурбинную ТЭЦ в Магнитке тоже глаз положил и вынуждает поделиться будущими прибылями?
«Мечты сбудутся», – утверждает Газпром в рекламном телевизионном ролике. Трудно сказать, что имеют в виду его авторы. Может, мечту топ-менеджеров компании о мировом господстве. Но что касается мечты россиян если уж не о снижении газовых тарифов, так хотя бы о прекращении их бесконечного роста, а следом – тарифов на коммунальные услуги, – этим мечтам, похоже, не суждено сбыться.
– Странно как-то, – удивляется директор многострадальной газотурбинной ТЭЦ Александр Булах. – Провозгласили национальным проектом строительство доступного жилья, а как его реализовывать, если не дают газ для развития коммунальной сферы? Газпром находится как будто под контролем государства, а проводит почему-то политику, отличную от государственной. Удивляет, как это у него хватает мощности для прокачки газа на Украину, в Европу и будто бы не хватает для прокачки на Урал, хотя он буквально под боком. В руководстве Энергомашкорпорации согласны покупать газ без всяких льгот, по рыночным ценам, но даже это не устраивает Газпром. Неужели там не понимают, что такой политикой тормозят развитие сферы ЖКХ? В южной части города уже «вызрел» огромный дефицит электроэнергии. Не будь проблем с газом, там, чтобы покончить с дефицитом, уже можно было бы построить новую небольшую электростанцию. А мы эту никак не пустим в строй.