Зона ответственности старшего газовщика доменного цеха Александра Суринова – все восемь действующих сегодня печей-великанов. А потому в его работе всегда есть место элементу неожиданности: да, он заступает на смену с чётким планом действий, однако в любой момент сложнейшее производство может «подкинуть» ещё пару задач. Решать их надо оперативно и безошибочно.
– Газовщик – это правая рука мастера, такой специалист есть на каждой доменной печи, – рассказывает Александр Анатольевич. – Он принимает определённые решения для стабилизации работы агрегата, контролирует его параметры, загрузку, воздухонагреватели. Фронт работы очень большой. А моя задача – руководить газовщиками. Также слежу за тем, чтобы все механизмы домны находились в исправном состоянии, и принимаю участие в остановках и задувках печей.
Связать жизнь с металлургией Александр Суринов решил по примеру отца – Анатолия Александровича, который трудился старшим разливщиком в первом мартеновском цехе на двухванных сталеплавильных агрегатах. Ещё ребёнком наш герой слышал много рассказов о горячем производстве, и Суринову-старшему удалось увлечь сына профессией металлурга. Тот понял: это нелёгкая работа, но благородная и очень нужная.
Окончив школу, Александр Суринов поступил в Индустриальный колледж – на металлургию чёрных металлов. В дальнейшем ещё больше углубился в это направление на студенческой скамье Магнитогорского государственного технического университета. Однако по стечению обстоятельств пошёл не в сталевары, а в доменщики.
– Первое знакомство с комбинатом состоялось на практике в колледже, – вспоминает Александр Анатольевич. – Но тогда попал на специальную установку, где доменный шлак перерабатывался в гранулированный. А на литейном дворе впервые оказался уже отучившись – устроился горновым на восьмую домну.
Основной обязанностью новобранца стала подготовка доменной печи к выпуску чугуна. Александр Суринов заправлял пушку, которая закрывает чугунную лётку, а также следил за тем, чтобы на литейном дворе были чистота и порядок. Понятное дело, что на первых порах приходилось тяжело, вдобавок трудовой путь нашего героя начался в летнюю жару.
– Работа горнового требует, прежде всего, физической силы и выносливости, – рассуждает Александр Анатольевич. – Каждый поначалу сталкивается с трудностями, которые необходимо преодолевать. Но так выявляется и закаляется характер. Всё будет в порядке, если у человека есть сила воли и целеустремлённость. В цехе остаются сильные люди – и здесь они становятся ещё сильнее. Также огромную роль играют наставники. В моей жизни первым таким человеком стал Александр Ситкорчук. Помню, он говорил: «Саша, работай. Главное – безопасность, а остальному мы тебя научим». Собственно, так и вышло. Учитель из него получился прекрасный, объяснял всё от и до, обращая внимание на каждую мелочь. Многое почерпнул от второго горнового – Айдара Бадалова, от Олега Бигильдина – представителя целой династии доменщиков, Игоря Котова и Юрия Прокопенко. Да и вообще, вся бригада поддерживала.
Освоившись в цехе, через некоторое время Александр Суринов попал на участок загрузки – машинистом шихтоподачи. Несмотря на исполинские размеры доменных печей и внушительные объёмы материалов, работа эта – практически ювелирная. И главное здесь – не ошибиться в расчётах: качественный чугун получится лишь в том случае, если все составляющие для его производства будут поданы в строго установленных пропорциях.
Нюансов, по словам нашего героя, множество. Отдельные куски агломерата могут оказаться слишком крупными, а зимой он иной раз ещё и смерзается. Огромного внимания требуют также окатыши, кокс и другие необходимые материалы.
– Важнейший момент для машиниста шихтоподачи – обеспечение непрерывной загрузки печи, – говорит Александр Анатольевич. – Также нужно следить за чистотой и исправностью оборудования. Чтобы ленты оставались целыми, чтобы на барабаны не налипала пыль – и так далее. Обязанностей много, поэтому трудились всегда в паре. Один машинист контролирует процесс, другой занимается уборкой или выполняет какую-либо другую работу.
На участке загрузки Александр Суринов успел побывать в напарниках у таких профессионалов, как Валерий Лукьянцев, Сергей Семёнов, Валерий Казанцев, Вячеслав Лисицкий, Сергей Секерин. И каждый из них вложил в копилку знаний нашего героя свою частицу производственной мудрости.
– Вообще на протяжении всей жизни смотришь на людей, общаешься, учишься чему-то, стараешься почерпнуть как можно больше хорошего, – делится Александр Анатольевич. – И промплощадка – не исключение.
В 2009 году наш герой перешёл в газовое хозяйство доменного цеха. Здесь ему поначалу частенько доводилось работать на кауперной площадке, где тоже располагалось много важного оборудования. Молодой газовщик контролировал исправность клапанов и приводов, а ещё проводил замеры температуры – причём при помощи обыкновенной спички.
– Подносили её к определённому месту и засекали, за сколько та загорится. Сама собой, – объясняет Александр Суринов. – Если это случается через четыре-пять секунд – значит, всё в порядке. Сейчас для проверки температуры существуют специальные приборы, но и спички – очень надёжная вещь.
Кауперная площадка располагается в сорока метрах над землей, что сопоставимо с высотой тринадцатиэтажного дома. И комбинат, и город с такой верхотуры – как на ладони. Александр Анатольевич вспоминает, что особенно красивые пейзажи получались ночью, когда зажигались огни. Так что, если бы не постоянная занятость, галерея его телефона пополнилась бы внушительным числом ярких фотографий.
В должности газовщика наш герой успел потрудиться на всех доменных печах. А попав во вторую бригаду, начал осваивать профессию уже старшего газовщика – под руководством опытного специалиста Алексея Полушкина. Обучение продолжилось и после перехода в третью бригаду, там наставником Александра Суринова стал Сергей Новиков.
– Оба сыграли в моём развитии огромную роль, – отмечает наш герой. – В дальнейшем я стал подменять старших газовщиков и в итоге через какое-то время сам был назначен на этот пост.
Сейчас профессиональное развитие Александра Анатольевича продолжается: порой он берёт на себя обязанности мастера участка или даже старшего мастера. Это ещё более высокий уровень ответственности и постоянное движение. На нашем герое все восемь агрегатов-исполинов, и каждый необходимо знать досконально, вплоть до мелочей. Поэтому мыслями мастер всегда на работе, даже будучи дома. К тому же коллеги по цеху постоянно звонят, и какие-то рабочие моменты приходится решать именно так – дистанционно. А иногда случается, что спустя пару-тройку часов после окончания смены нужно возвращаться на промлощадку.
На вопрос, есть ли у каждой доменной печи свой характер, Александр Суринов отвечает уверенно и однозначно: да.
– Это действительно так, – говорит он. – Вроде бы технология производства везде одинаковая, но существуют какие-то мелочи, отличающие одну домну от другой. Например, какая-то берёт дутьё легко. Соседняя – чуть потяжелее. Нюансов десятки, но если ты их знаешь, то трудиться становится легче. Однако для этого нужны годы работы в цехе.
В канун минувшего Дня металлурга Александра Анатольевича отметили Почётной грамотой ПАО «ММК». В трудовой биографии нашего героя это первая награда, и для него самого она стала настоящим сюрпризом.
– Не ожидал, – улыбается он. – Но очень приятно, почувствовал гордость. И к церемонии награждения отнёсся со всей ответственностью: специально под это дело приобрёл деловой костюм, хотя в обычной жизни предпочитаю другой стиль одежды.
Работа в доменном цехе непроста. Но даже после двенадцатичасовой смены можно найти время и силы для занятий спортом, и Александр Суринов подтверждает это личным примером. Он регулярно бегает по пять-десять километров, катается на велосипеде, занимается на турниках, увлекается трейлраннингом.
– В Магнитке много мест, где можно потренироваться, – добавляет он. – Прежде всего, это парк Притяжение. Там отличная спортивная площадка с перекладинами, брусьями, тренажёрами, боксерскими грушами, специальные дорожки для бега. В общем, здорово.
Если же Александру Анатольевичу хочется провести время более спокойно, он отправляется поработать в саду или погулять по лесу. Общение с природой создаёт тот самый контраст, который порой просто необходим после трудовой смены в горячем цехе.