Машинист вагоноопрокидывателя углеподготовительного цеха коксохимического производства Сергей Карамбаев – уроженец посёлка Браиловский Кизильского района. И, как любой уважающий себя сельский парень, он с детства был увлечён машинами, причём не только автомобилями, но и более серьёзной техникой: комбайнами, тракторами, культиваторами… Однако тогда, в детстве и юности, Сергей Амирович и представить не мог, что, повзрослев, будет управлять настолько необычным механизмом.
Вагоноопрокидыватель, или передвижной разгрузочный комплекс (ПРК), на котором трудится наш сегодняшний герой, – агрегат более чем внушительный. Одна только кабина находится на высоте восемь-девять метров, да и над ней ещё целое множество металлоконструкций и механизмов. А перемещается вагоноопрокидыватель, используя сразу две железнодорожные колеи, расположенные как минимум в пяти метрах друг от друга.
– Агрегат «молодой»: собран в 2016 году, – рассказывает о своем «подопечном-великане» Сергей Амирович. – Он российского производства – изготовлен в Орске на предприятии «ОРМЕТО-ЮУМЗ» и способен кантовать до двадцати трёх полувагонов в час. Работать на этой машине легко, поскольку большинство процессов автоматизировано. «Люлька» управляется джойстиками, часть процесса видна на мониторе благодаря камерам, что очень удобно.
Главная задача Сергея Карамбаева – приём и кантовка полувагонов с углём. На словах всё просто, однако в работе машиниста вагоноопрокидывателя десятки нюансов. Например, для каждой марки угля на обширной территории углеподготовительного цеха определено своё место, и поэтому ПРК, на котором трудится наш герой, часто перемещается. Хотя скорость машины небольшая, да и расстояния невелики – максимум пять сотен метров.
Действует Сергей Амирович, основываясь на производственном графике. Когда приходит пора разгрузить очередной железнодорожный состав, о чём сообщает начальник смены, наш герой первым делом направляет вагоноопрокидыватель к нужной точке. Затем расцепляет полувагоны, после чего даёт команду машинисту толкателя – ещё одного интересного агрегата, курсирующего по железнодорожным путям УПЦ. Тот по очереди загоняет полувагоны в «люльку» ПРК, и Сергей Карамбаев начинает кантовку.
– Фиксирую полувагон зажимами и начинаю процесс, – продолжает он. – Всё происходит довольно быстро, и, как только уголь оказывается в кювете, возвращаю полувагон в исходное положение. Толкатель сталкивает его на пути перед вагоноопрокидывателем, загоняя в «люльку» следующий – с грузом. И так, пока не разгрузим весь состав.
Первое знакомство Сергея Карамбаева с Магнитогорским металлургическим комбинатом состоялось в фасонно-литейном цехе Механоремонтного комплекса, куда наш герой устроился формовщиком ручной формовки. Там он изготавливал чаши для доменного производства.
Поначалу трудиться на промплощадке было страшновато. Всё вокруг тёмное, горячее, большое и непонятное. Но со временем Сергей Амирович привык и к непростым условиям цеха, и к серьёзной ответственной работе.
– Потом призвали в армию, – рассказывает он. – Служил на Дальнем Востоке и по дороге на службу и обратно проехал большую часть России. За семь суток пути из окна поезда удалось увидеть Байкал, Хабаровск, Сибирь. Интересное было приключение.
За то время, пока Сергей Карамбаев находился в военной части, фасонно-литейный цех претерпел реорганизацию, так что сразу вернуться на градообразующее предприятие Магнитки нашему герою не удалось. Около полугода он регулярно ходил в управление кадров, узнавал, где и какие есть вакансии.
Трудиться Сергей Амирович хотел именно на ММК, поскольку такое масштабное производство зацепило его ещё во время работы в ФЛЦ. Он видел, что на комбинате можно развиваться, обучаться, осваивать новые специальности и приобретать уникальные профессиональные навыки. Собственно, это стремление и привело его в углеподготовительный цех коксохима ММК.
– Подразделение впечатлило сразу, – признаётся Сергей Амирович. – По сути, это производство внутри производства: три огромных цеха, и каждый играет в жизни комбината очень важную роль. Ещё очень понравилось то, что при таких масштабах все технологические процессы на коксохиме отлажены как часовой механизм. Правда, начинать пришлось не на вагоноопрокидывателе, а на ямах – там я занимался разгрузкой хопперов. И начальником смены у меня был прекрасный человек – Артём Сергеевич Пикулин.
Этот специалист сыграл в профессиональном становлении Сергея Амировича немаловажную роль. Именно Артём Пикулин, разглядев в молодом работнике потенциал, посоветовал ему учиться и осваивать новые специальности, востребованные в углеподготовительном цехе. Наш герой к совету прислушался и благодаря обучению в корпоративном центре подготовки кадров «Персонал» получил «корочки» машиниста вагоноопрокидывателя, машиниста крана, а также бригадира.
На ПРК Сергей Карамбаев перевёлся в 2022 году. Искусство кантовки полувагонов с углём он осваивал под руководством опытного наставника – Сергея Анатольевича Конюхова. Сегодня они тоже работают в паре и за без малого три года наладили идеальное взаимопонимание.
А вот первые две смены на вагоноопрокидывателе получились довольно напряжёнными – из-за волнения. Как-никак переворачивать тридцатитонный полувагон с семьюдесятью тоннами угля, когда рука ещё не набита, как минимум волнительно. При этом Сергей Карамбаев сразу прочувствовал, что от машиниста требуется предельная внимательность: смотреть нужно и на монитор, и на пульт управления, и в заднее окно, и в переднее.
– Голова вращается на триста шестьдесят градусов, – отмечает он. – Однако при этом действовать нужно без спешки. На первый план всегда выходят внимательность и аккуратность, и лучше лишний раз убедиться, что полувагон стоит именно там, где необходимо, зафиксированный должным образом. И вагоноопрокидыватель, и толкатель – машины больших размеров, так что перед каждым новым действием необходимо убедиться, что оно не повлечёт какой-либо опасной ситуации.
Помимо работы на вагоноопрокидывателе Сергей Амирович занимается и его обслуживанием: осматривает и чистит определённые бригадные участки – в основном, «люльку». Её очищают от угольной шихты, смазывают, проверяют целостность металлических частей. Если же требуется ремонт, то подключаются специалисты Объединённой сервисной компании, с которыми машинисты ПРК постоянно находятся на связи.
Зима – время года, создающее для машинистов вагоноопрокидывателя дополнительные трудности. Уголь имеет свойство смерзаться, а потому может не выгрузиться в кювет. В таких случаях полувагон чаще всего загоняют в тепляк – специальное место, где он может «отогреться».
– Затем, спустя какое-то время, пробуем его ещё раз скантовать, – добавляет Сергей Карамбаев.
За добросовестный и безопасный труд нашего героя не раз отмечало руководство коксохима и комбината. Он обладатель нескольких почётных грамот, а с лета 2024 года портрет Сергея Амировича украшает Аллею Славы ММК.
– Живём с супругой, растим дочь, – делится он. – Недавно взял ипотеку – расширился с однокомнатной квартиры до трёшки, сделал ремонт. Также часто бываю в родном посёлке, помогаю маме по хозяйству. У нас там и коровы, и овцы, так что всегда есть чем заняться.
Свободное время Сергей Карамбаев предпочитает проводить так, чтобы получить хорошую дозу адреналина. Поэтому одно из его главных увлечений – горные лыжи, а любимым местом для катания является горнолыжный центр на Банном. По словам нашего героя, выезды туда – это и экстрим, и общение с природой, и свежий воздух, и отдых.
Ну и, конечно же, Сергей Амирович следит за ледовыми баталиями с участием «Металлурга». Бывает, что он смотрит матчи по телевизору, но иной раз выбирается и на трибуны нашего ледового дворца.