Дмитрий Казанев – руководитель уникального формирования – восстановительного поезда. Его профессия – единственная на ММК. Поезд особого назначения и задачи выполняет под стать названию – особые: устраняет последствия схода подвижного состава. Причиной схода могут стать техническая неисправность в подвижном составе или погрешность верхнего строения пути, человеческий фактор или погодные условия. Задача восстановителей – в кратчайшие сроки поставить сошедшие с рельсов локомотивы, вагоны, платформы, передвижные миксеры-тяжеловесы на исходную позицию. Учитывая, что речь идёт о тысячетонной технике, – это не только тяжёлая и виртуозная работа, но и настоящее искусство. Особенно если приходится поднимать составы с горячим грузом.
Поезд особого назначения
– Сначала получил специальность помощника машиниста в ПТУ, потом поступил в МГТУ на кафедру горного транспорта, и на третьем курсе начал замещать машиниста-инструктора, – бегло пересказывает трудовую биографию начальник восстановительного поезда ООО «Ремпуть» Дмитрий Казанев. – В 2017 году получил предложение попробовать себя в должности начальника восстановительного поезда. Моим предшественником был Анатолий Николаевич Никитин, который проработал на этом поезде четверть века. Профессионал высокого класса, уважаемый среди железнодорожников ММК человек. Он доступно разъяснил все нюансы работы.
В новой должности освоился быстро: техника, стандарты, технологии работы – всё было знакомо и понятно. И вот уже пятый год Дмитрий Казанев живёт в режиме готовности номер один.
– Восстановительный поезд состоит из платформы с запасными вагонными тележками, хозяйственного вагона, где располагается бригада, вагона с гидрооборудованием для подъёма и всевозможными буксировочными канатами, – поясняет Дмитрий Валентинович. – У нас четыре бригады, в каждой по три человека: стропальщик, машинист крана, помощник машиниста тепловоза. Каждый специалист – на своём месте. Случайные и залётные у нас не задерживаются. Коллектив дружный, опытный, сплочённый, готовый к решению самых сложных задач. Горжусь, что работаю с такими людьми. Бригады несут вахту круглосуточно. Время на сборы – двадцать минут. При возникновении аварийной ситуации восстановительный поезд должен в кратчайший срок прибыть на место и ликвидировать последствия схода, чтобы оперативно открыть движение и обеспечить грузоперевозки по комбинату.
Выдерживать нагрузки, в том числе и физические, помогает флотская закалка. Два года постоянных тренировок не прошли даром, уверен Дмитрий: «Во время учений отрабатывали навыки ликвидации пожаров на корабле, пробоин и других чрезвычайных ситуаций. В жизни не бывает ничего случайного, из любой ситуации нужно извлекать опыт, полезные навыки и новые знания».
На морских широтах
Ещё во время учёбы в училище № 63 будущий «помощник машиниста электровоза и тепловоза, составитель, слесарь подвижного состава» Дмитрий Казанев стал заниматься в центре подготовки армейского резерва «Ирбис».
– Готовил себя к армии: пулевая стрельба, прыжки с парашютом, – рассказывает Дмитрий. – Досрочно защитил диплом и, как только начался призыв, пошёл в военкомат. Хотел служить в ВДВ, но попал в ВМФ. Отучился в военно-морской школе на электрика, службу проходил на большом противолодочном корабле – БПК «Североморск» – сигнальщиком. Класс корабля «фрегат»: 163 метра в длину, девятнадцать – в ширину. От киля и до самой верхней точки судна – клотиковых огней – тридцать пять метров. Экипаж – 293 человека.
К условиям службы приспособился быстро. Подъём, зарядка, уборка, занятия, «адмиральский час» – так на флоте называют сончас, опять занятия и личное время. Даже спустя четверть века Дмитрий без запинки перечисляет распорядок армейских будней. Морская болезнь настигла представителя «сухопутной» Магнитки лишь однажды – во время пятидневного рейда к Новой Земле. «Болтаночка» была такая, что до сих пор вспоминать страшно, улыбается Дмитрий.
– Качка бывает бортовая и килевая, – поясняет Дмитрий. – Бортовую – вправо-влево – переносить сложнее. Начинает мутить. Процентов восемьдесят экипажа, включая офицеров, страдают морской болезнью. Возникает она в основном во время сильного шторма. Корабль большой, волны до пяти баллов на нём вообще не ощущаются. Новую Землю видел только в визир – обычная степь, если бы не здоровенный белый медведь. Во время рейда мы попали в девяти–десятибалльный шторм – из двенадцати возможных. Полярная ночь, ветер 45–50 метров в секунду, температура воздуха – минус 35 градусов. Ощущения непередаваемые: болтанка, скрежет металла, гигантские волны, выброс адреналина нереальный. Когда шторм прекратился, встали на якорную стоянку. Появилось северное сияние, а море стало спокойным и гладким.
Служба на корабле – это постоянное обучение. Каждый день – боевые тренировки, дежурства, а у сигнальщика ещё и визуальный контроль горизонта с помощью специального прибора – визира, который позволяет рассчитать расстояние до объекта в кабельтовых.
– Это одна десятая части морской мили, или округлённо 185 метров, – поясняет Дмитрий. – При выходе в море боевая вахта длится два через четыре часа, если корабль стоит у причала, то четыре часа через восемь. Мне повезло: попал на действующий боевой корабль. Служба пришлась на непростые девяностые годы, и многие корабли были, что называется, «приварены» к причалу. БПК «Североморск» выходил в море, выполняя боевые задачи. Обеспечивали стрельбы подлодки «Курск» во время учений, государственные испытания тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Наша задача была – шугануть американские подводные лодки, которые «шастали» как у себя дома. Два года пролетели незаметно. Не понимаю, как парни служат год, чему они могут научиться за это время? Я только под конец службы начал узнавать все, как у нас говорили, «шкеры» корабля. В настоящее время на кораблях первого ранга, как БПК «Североморск», служат только контрактники.
Семейные узы крепче стали
– Я из большой и дружной семьи. У меня четыре брата и сестра, – рассказывает Дмитрий. – Папа и старший брат служили в погранвойсках, младшие братья – в ВДВ. Недавно из армии вернулся мой старший сын, он, как и я, служил в ВМФ, но на Тихоокеанском флоте, на тральщике. Дед-фронтовик и родители с детства воспитывали в нас любовь к Родине, понимание того, что мужчина – это защитник своей семьи, своей страны. Теперь всё это передаю своим детям. Им не нужно объяснять, что за праздник День Победы или значение российского флага. Что касается службы в армии, то она необходима. Это становление мужчины, его характера, возможность узнать себя. После армии ты уже серьёзнее относишься ко многим вещам. Осознанно выбираешь дальнейший путь, в том числе профессиональный.