Чтобы творить, не обязательно быть художником – история магнитогорского токаря-станочника, ставшего скульп-тором по металлу, яркое тому подтверждение. Креативное мышление и богатое воображение компенсировали отсутствие художественного образования. Скульптура, инженерия, 3D-моделирование, объединившись в творческом процессе, позволили мастеру создавать удивительные вещи – проволочные композиции – смесь классики и модерна, полные жизни и эмоций.
Скульпторы всегда ищут оригинальные средства самовыражения, чтобы обогатить визуальный язык искусства и зрительские впечатления. Поскольку профессия Алексея Дмитриева связана с металлообработкой – токарные, фрезерные работы, – он выбрал для своего творчества хорошо знакомую проволоку, которая к тому же считается универсальным скульптурным материалом, и листовой металл – надёжный и прочный.
– Да, меня вдохновляют металлические прутья, – улыбается Алексей. – Они очень пластичны – их можно гнуть как душе угодно, а в результате получаются необычные вещи. Искусство стремительно движется вперёд. Чтобы заинтересовать зрителя, скульпторы, художники экспериментируют с новыми материалами, техниками. И я не исключение. Создание таких скульптур – это кропотливая работа, каждая проволочка, листочек металла являются продолжением предыдущего фрагмента. Издалека мои скульптуры смотрятся монолитными, и только вблизи можно понять, из чего они сделаны. Так же и с людьми: чем ближе общаешься, тем лучше понимаешь, с каким человеком имеешь дело.
Процесс создания композиций из проволоки и металла, на первый взгляд, мало напоминает творчество в привычном для нас понимании, как, впрочем, и цех, где работает скульп-тор, – он не имеет ничего общего с художественной мастерской: для изготовления скульптур мастер использует станки, гильотину, тиски, «болгарку» и брутальный на вид ручной инструмент.
Надев защитную маску и вооружившись сварочным аппаратом, Алексей приступает к созданию очередного шедевра. Мало-помалу из сурового промышленного материала рождается настоящее волшебство. Проволочные портреты в исполнении Алексея Дмитриева смотрятся как карандашные наброски, а их незавершённость оставляет простор для фантазии зрителей. Добавляют таинства световые блики, танцующие на блестящих металлических поверхностях скульптур. «Карандашные штрихи» – это каркас и рельефные направляющие, которые со временем скроются под плотным слоем проволоки, поясняет автор.
– Началось всё в 2008 году с изготовления небольших интерьерных вещей из проволоки – светильников, торшеров, – рассказывает Алексей. – В какой-то момент пришло вдохновение и стали возникать разные художественные идеи. Задумался, каким образом их реализовать. В результате появились фигурки из цельного металла. Брал куски металла, сваривал их и обтачивал электроинструментом. Но этого было мало. Я мечтал делать настоящие скульптуры. Первой стала работа «Вчера. Сегодня. Завтра» – торс человека из сваренных изнутри металлических фрагментов. Она символизировала наш путь от создания до разрушения. В 2018 году эта скульптура была представлена в городской картинной галерее на «Ночи искусств», благодаря чему через соцсети обо мне узнали в Турции. Пригласили в ознакомительную командировку. Привезли на завод, который занимается переработкой алюминия. Оказалось, что там есть творческое подразделение, которое сотрудничает с художниками из разных стран. Мне предложили создать скульптуру для их коллекции – так появилась работа «Поток мыслей» – голова девушки с развевающимися волосами. На неё ушла тысяча сваренных между собой кусочков алюминия. Следующей работой стала «Связь» – гигантский бюст лошади, из которого исходит яркий белый свет, подчеркивающий силу и свободу этого животного, а также связь между животным миром и человеком.
На протяжении всего творческого пути Алексея в его стремлениях поддерживает руководство компании, в которой он работает.
Приобретение дорогостоящего инструмента, материала, обсуждение новых идей – очень важно, когда есть люди, разделяющие твои интересы, подчёркивает скульптор.
Работа над композицией начинается с идеи, которая затем переносится на бумагу. Иногда всё происходит в режиме импровизации, признаётся Алексей, – на полу создаётся профиль из проволоки, который затем – слой за слоем – приобретает объём и форму.
– Эту скульптурную композицию делаю уже почти год, – Алексей указывает на две огромные руки из кусочков листового железа. – На каждый элемент ушло пятьсот–семьсот фрагментов металла. Руки будут держать свитер. Это тепло, которое мы отдаём людям.
В этой композиции важно не количество металла, а техника исполнения, подчёркивает автор, – сотни металлических фрагментов сварены между собой изнутри.
– Многие скульпторы делают упор на художественную сторону работы, в ущерб эстетике, – поясняет Алексей. – Я же хочу, чтобы это было не только красиво, но и тактильно приятно. Есть ли авторитеты в этой области? Есть: румынский скульптор Дариус Хулеа, художник из Кейптауна Дэниель Поппер, француз Гил Брувель. Их работы вдохновляют меня, заставляют двигаться вперёд. Работы из металла, проволоки – это живопись нового типа, из долговечных материалов, в трёх измерениях. Это особый художественный способ исследовать прошлое, настоящее и будущее человечества.
Станут ли скульптуры из проволоки и металла культурным достоянием или останутся символом конкретной эпохи, покажет время. Но посыл, который несут эти работы, вечен: любовь к природе и людям, гармония с собой и окружающим миром. Именно поэтому они вызывают такой интерес у зрителей и заставляют авторов совершенствовать своё мастерство.