Работе в подразделении, а конкретно – на участке шламового хозяйства, наш герой посвятил тридцать шесть лет, и всё это время он выполняет единственную, но невероятно важную задачу: подготавливает траншеи для укладки трубопроводов. В этом Сергею Николаевичу помогает верный «соратник» – пневмоколёсный гидравлический экскаватор Твэкс ЕК 18-60.
Машина, по словам нашего героя, весьма серьёзная. Её высота больше трёх метров, объём ковша равен одному кубическому метру, а мощность двигателя составляет сто пять лошадиных сил. Вес экскаватора – восемнадцать тонн. При этом, несмотря на размеры техники, работа у Сергея Николаевича практически ювелирная.
– Под землёй находится множество коммуникаций: теплотрассы, паропроводы, шламопроводы, газопроводы, кабели, – перечисляет он. – Очень важно не повредить всё это и выполнить работу качественно. Плюс нельзя забывать о безопасности других – в радиусе действия экскаватора никого не должно быть.
Участок шламового хозяйства цеха рудообогатительных фабрик – один из самых больших в масштабах всего Магнитогорского металлургического комбината: его протяжённость составляет четырнадцать километров. Так что каждая трудовая смена Сергея Николаевича – это не только земляные работы, но и переезды с места на место. Вдобавок ему частенько доводится помогать коллегам из других подразделений горно-обогатительного производства: аглоцеха, цеха подготовки аглошихты, дробильно-обжигового цеха.
Перед интервью Сергей Кузьмин как раз выполнял очередное трудовое задание – нужно было раскопать участок канализационной трубы рядом с одним из зданий цеха РОФ. И то, как наш герой управляется с экскаватором, попросту завораживает. Ни одного лишнего движения, никакой спешки или суеты. Глядя на него, понимаешь: перед тобой профессионал своего дела.
Любовь к технике у Сергея Николаевича пробудилась в детстве. Наш герой родился и вырос в селе Елизаветопольское Карталинского района, и перед глазами у него всегда был пример отца – Николая Ивановича, который трудился механизатором. Он часто брал нашего героя с собой на работу, показывал, как устроены автомобили, тракторы, комбайны.
– Сам я ещё мальчишкой научился управлять машиной – «Запорожцем», и знал, как в случае чего её отремонтировать, – вспоминает Сергей Кузьмин. – Всё это было очень интересно, так что, окончив восьмилетку, я решил поступать в училище на машиниста экскаватора.
Так он и оказался в Магнитке. Азы профессии осваивал старательно, несколько раз был на производственной практике. Сначала на Цемзаводе, где Сергея Николаевича и его одногруппников научили слесарным работам. А после второго курса он ездил практиковаться в поселок Жёлтинский – и там трудился именно на экскаваторе. Как сам вспоминает, поначалу было страшновато, но привык быстро. Помогли интерес и стремление как можно скорее научиться выбранному делу.
А благодаря армейской службе Сергей Кузьмин познакомился с ещё одним видом техники – танками.
– Служил в Забайкальском военном округе, в Монголии, – продолжает он. – Был командиром экипажа. Потом, в восемьдесят восьмом году, вернулся в Магнитогорск и устроился в цех рудообогатительных фабрик. Вот по сей день здесь и тружусь.
С особой благодарностью Сергей Николаевич говорит о своём первом наставнике – Иване Щербакове. Лучшего учителя, по словам нашего героя, просто не найти: тот сразу посвятил новичка во все нюансы профессии. Да и навыки, полученные во время практики, вспомнились очень быстро. Так что уже через месяц, когда Иван Михайлович ушёл в отпуск, молодой машинист приступил в самостоятельной работе.
Использование экскаватора по назначению – только половина дела. За машиной также нужен тщательный уход, поэтому техническое обслуживание является одной из важнейших обязанностей Сергея Кузьмина. Он регулярно меняет масло, агрегаты ходовой части, гидравлики, двигателя, топливных фильтров. И всё это – своими руками.
Конкретно на этом экскаваторе наш герой трудится тринадцать лет. Твэкс 18-60 – машина небыстрая: перемещается со скоростью десять-двенадцать километров в час, и управлять ей – далеко не то же самое, что, к примеру, легковым автомобилем.
– Здесь гораздо сложнее, – делится Сергей Николаевич. – Нужно прикладывать усилия, чтобы рулить, вдобавок расположенная справа от кабины стрела ухудшает обзор. Приходится быть очень внимательным, чтобы не допускать аварий. После экскаватора на машине ездить куда проще.
Что касается непосредственно земляных работ, то лучше всего они идут в ясную, сухую и тёплую погоду. Нынешнее дождливое лето доставило Сергею Кузьмину немало хлопот: мокрая земля тяжелее, да ещё и налипает на экскаватор. Осень пока радует, но впереди зима, и вскоре нашему герою придётся «сражаться» с замерзшей почвой, которая очень «сопротивляется» ковшу.
За годы в цехе рудообогатительных фабрик Сергей Николаевич не раз удостаивался наград. Его отмечали губернаторской грамотой, Почётной грамотой ПАО «ММК». А теперь нашему герою вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
– О том, что будут награждать, узнал от мастера участка шламового хозяйства по оборудованию Максима Пинашина, – говорит Сергей Кузьмин. – Почувствовал гордость. Всё же столько лет здесь тружусь, и приятно, что руководство предприятия это видит.
Довольно скоро в жизни нашего героя произойдет ещё одно знаменательное и радостное событие: он впервые станет дедушкой. У Сергея Николаевича двое детей, оба уже взрослые, живут и работают в Москве.
Свободное время он посвящает хобби, одним из которых, ясное дело, остаются автомобили. В 2020 году Сергей Кузьмин приобрёл внедорожник «Митсубиси Аутлендер». Модель и марку выбирал из практических соображений, будучи уверенным в качестве японских машин. И не прогадал: за все четыре года авто ни разу не сломалось. Однако здесь весомую роль сыграла не только надёжность самого транспорта, но и умелое техническое обслуживание, которое наш герой проводит опять-таки самостоятельно.
– Помимо машины забочусь о щенке чихуахуа, – добавляет Сергей Кузьмин. – Дрессирую, обучаю командам. Собаки этой породы довольно умные, разумеется, если их воспитывать.
Также он потихонечку обустраивает участок и дом, расположенные в посёлке Южный. Там наш герой уже сделал новую крышу, провёл газ, облагородил территорию и построил баню. В дальнейшем загородные «владения» Сергея Николаевича станут прекрасным местом для отдыха.