Машинист экскаватора цеха рудник Ярослав Чугунов с детства знал, что такое добыча полезных ископаемых. Он вырос в маленьком казахстанском городе Лисаковске, градообразующим предприятием которого был горно-обогатительный комбинат. Многие лисаковцы трудились именно там, мама самого Ярослава работала гидрогеологом и вместе с отцом часто брала его на местный карьер.
Происходящее в огромном рукотворном кратере поражало. Самосвалы с колёсами выше человеческого роста, способные перевозить от семидесяти до ста тридцати тонн, шагающие экскаваторы, в ковш любого из которых можно заехать на автомобиле, – у ребёнка всё это вызывало восторг. Возможно, именно детские впечатления и подтолкнули Ярослава Викторовича к тому, чтобы связать жизнь с горно-обогатительным производством. Вдобавок многие его одноклассники после школы поступали в Рудненское профессионально-техническое училище – одно из лучших в Советском Союзе по подготовке горняков. Чугунов решил не отставать от друзей и начал осваивать ремесло машиниста экскаватора.
– Учёба оказалась очень интересным делом, особенно практические занятия, – вспоминает он. – У нас было помещение размером со спортзал, и там стояла модель экскаватора с прямой лопатой. Кабина размерами один к одному, а всё остальное уменьшено в десять раз. По очереди садились за рычаги и учились управлять. Изучали устройство экскаватора, поскольку внутри он также не отличался от настоящего. Ещё в конкурсах участвовали: нужно было подцепить зубьями ковша сваренный из проволоки куб и переставить его с одной табуретки на другую. В общем, готовили нас основательно.
Следующим жизненным этапом Ярослава Викторовича стала служба в войсках стратегического назначения. Затем он вернулся в родной Лисаковск и хотел устроиться на горно-обогатительный комбинат, но… не сложилось.
– Дело было в конце девяносто третьего года, Советский Союз разваливался, и везде царила неопределённость, – продолжает Чугунов. – Вот и в ГОПе мне сказали подождать, причём достаточно долго. А на новогодние праздники мы с родителями отправились к родственникам в Магнитогорск. Мама и папа у меня сами отсюда, а в Лисаковск попали по распределению. И как только приехали в Магнитку, обнаружилось, что здесь машинисты экскаватора были очень нужны. Открываешь любую газету, и там объявления: требуются, требуются, требуются.
В Лисаковске ни самого Ярослава Викторовича, ни его родителей ничего особенно не держало. Собственно, при таких обстоятельствах и состоялся переезд нашего героя в Магнитку. И в феврале девяносто четвёртого он уже устроился в цех рудник ММК.
Начинал на месторождении Малый Куйбас – помощником машиниста экскаватора. Наставником у Ярослава Викторовича был Владимир Рындин. Общительный и позитивный человек, свою работу он знал превосходно и с охотой объяснял и показывал молодому горняку тонкости ремесла. В первые месяцы Чугунов только обслуживал экскаватор: смазывал, чистил, укладывал и подтягивал электрический кабель. И, разумеется, наблюдал за работой машиниста. А затем и сам начал пробовать себя за рычагами.
– Главное – проявлять инициативу, на руднике это всегда приветствуется, – продолжает Ярослав Викторович. – Понятное дело, что сразу грузить «БелАЗы» или железнодорожные составы новичку не доверят, сначала нужно набить руку. Чаще всего это происходит, когда у самого машиниста появляется свободное время. Он сажает помощника на своё место и контролирует его действия. Если видит, что всё в порядке, доверяет больше работы. И так, шаг за шагом, помощник сам становится машинистом.
Чугунов тоже воспитал немало специалистов, для которых кабина экскаватора – родная стихия. Работа на этой технике не терпит торопливости, действовать нужно, не спеша, обдумывая каждый шаг. По крайней мере, поначалу. А затем, благодаря накопленному опыту, всё начинает получаться само собой. У Ярослава Викторовича, например, любое движение уже отработано до автоматизма.
Однако это вовсе не означает, что работает он с «выключенной» головой. Несмотря на масштабы карьера и размеры техники, действовать необходимо очень точно и опять-таки взвешенно. Даже при работе с разными материалами есть свои нюансы. К примеру, погрузка камня – ни разу не то же самое, что погрузка глины.
– Камень просто черпаешь и отправляешь в кузов самосвала, – объясняет Ярослав Викторович. – С глиной иначе. Чтобы зачерпнуть полный ковш, нужно заглублять зубья ненамного и снимать тонкой стружкой. Порой, когда долго работаешь с чем-то одним и нужно переключиться на другое, это не всегда получается сразу. Вспоминаешь, что да как, поначалу делаешь всё осторожно. Но не долго, навыки быстро пробуждаются.
Чугунов успел поработать не только с глиной и камнем, но и со всеми другими материалами: шлаком, рудой, известняком, доломитом. После Малого Куйбаса он трудился на руднике горы Дальней, а сейчас его смены проходят на известняковом карьере, что вблизи Агаповки. Единственное, что остаётся неизменным, – тип экскаватора: пятикубовый, с прямой лопатой, работающий на электричестве. Это ЭКГ-5А, по сути, самый маленький в благородном семействе землеройных машин, производимых на Урале. По сравнению с гигантом ЭКГ-35, в ковш которого вмещается сорок кубических метров породы, «пятый» кажется просто «ребёнком». И всё же при взгляде на него захватывает дух.
Ярославу Викторовичу сложно ответить, чувствует ли он себя великаном, находясь в кресле машиниста экскаватора. Возможно, на первых порах так и было, но сейчас сидеть в кабине в трёх метрах над землёй и управлять погрузкой для нашего героя – обычное дело. И неважно, самосвал перед его экскаватором или состав думпкаров: Чугунов быстро и качественно загрузит породу и в огромный автомобиль, и в вагон. Как-никак он машинист экскаватора шестого разряда, а значит, должен уметь всё.
На известняковом карьере Ярослав Викторович работает именно с «БелАЗами». Прямой связи между машинистом и водителем нет, и мастерство человека, сидящего за рулем самосвала, во время погрузки также играет немаловажную роль. Впрочем, «белазисты» на месторождении – люди опытные, знают, как правильно «парковаться». В основном, ориентируются по следам шин тех, кто был на погрузке до них. Вдобавок незначительная часть породы, что, как ни крути, ссыпается с бортов кузова, служит своего рода «воротами», проехать в которые не составляет труда.
Ещё три месяца – и Ярослав Викторович будет отмечать тридцатилетие трудовой деятельности. За спиной у него не только тысячи смен в цехе рудника, но и немалое число наград. В начале нулевых Чугунов дважды становился лучшим молодым рабочим Магнитогорского металлургического комбината по профессии. Также он лауреат молодёжной премии ММК, обладатель грамоты градообразующего предприятия, почётной грамоты администрации Магнитогорска и благодарности губернатора Челябинской области. В этом году Ярослава Чугунова отметили вновь – на День металлурга ему вручили почётную грамоту губернатора Челябинской области.