Заступая на трудовую смену, Даниил Кувшинов становится настоящим великаном. Впрочем, оно и неудивительно, поскольку работает он машинистом экскаватора. А его «подопечный» – карьерный экскаватор ЭКГ-5, далеко не маленький агрегат. Масса машины – более ста девяноста тонн, максимальная высота копания – свыше десяти метров, а вместимость ковша – пять кубометров. И управлять такой техникой – настоящее искусство.
Работает Даниил Юрьевич на известняковом карьере цеха рудник Магнитогорского металлургического комбината. Пока что он числится в рядах молодых рабочих, поскольку пришёл на месторождение меньше года назад. Основная производственная задача нашего героя – погрузка известняка в «БелАЗы» и думпкары – специальные железнодорожные вагоны. Как он сам отмечает, разница между первым и вторым довольно существенна.
– «БелАЗы» загружать попроще, – рассказывает Даниил Кувшинов. – Здесь нужно следить, чтобы порода попадала точно в кузов, чтобы куски не летели на кабину или капот. Есть схемы погрузки, они и служат для нас, машинистов экскаватора, главным ориентиром.
Загрузка карьерных самосвалов – дело очень интенсивное. К экскаватору эти здоровяки подъезжают один за другим, так что у машиниста нет даже пары минут, чтобы немного передохнуть. Разумеется, за исключением технических и обеденных перерывов.
– С водителями «БелАЗов» взаимодействуем, в основном, посредством звуковых сигналов, – продолжает Даниил Юрьевич. – Всего у нас три гудка – на склад, спецсклад и отвал. Их количество обозначает, куда самосвалу нужно будет отвезти груз.
Грузоподъёмность «БелАЗов», курсирующих по известняковому карьеру, – сорок пять тонн. В семействе белорусских самосвалов-гигантов они считаются «малышами». Но даже их загрузка требует от трёх до пяти минут. Здесь, по словам Даниила Кувшинова, многое зависит от качества забоя: если он хороший, «мягкий», то есть без валунов, то всё происходит быстро. Если же валуны присутствуют, машинисту экскаватора приходится быть ещё более аккуратным.
Немало нюансов и при работе с думпкарами. Здесь очень важно не зацепить ковшом линии электропередачи, которые «питают» электровоз, тянущий вагоны. А расстояние между проводами и ковшом иной раз не больше полутора-двух метров.
– Если неправильно выставить экскаватор, есть риск оборвать линии электропередачи, – говорит Даниил Кувшинов. – С машинистом локомотива также общаемся при помощи гудков. Один – вперёд, два – назад, три – стоп. По команде машиниста экскаватора он либо перемещает железнодорожный состав, либо останавливается.
Даниил Юрьевич родился и вырос в Лисаковске – это город в Костанайской области республики Казахстан. Там немало карьеров, а также действует горно-обогатительный комбинат, и большая часть жителей работает именно на этом предприятии. В том числе и родные нашего героя: его дедушка и бабушка трудились на обогатительной фабрике. Их пример и помог Даниилу Кувшинову определиться с выбором будущей профессии – он поступил в Лисаковский технический колледж на открытые разработки полезных ископаемых.
Первое «живое» знакомство с экскаваторами у нашего героя состоялось во время производственной практики. Тогда он увидел и ЭКГ-5, и даже шагающие экскаваторы – весьма причудливые и внушительные агрегаты. Впрочем, какого-либо трепета при виде карьерной техники Даниил Кувшинов не испытал. Да, машины. Да, огромные. Но он прекрасно понимал, что вполне может поладить с ними. Главное – слушать наставников, впитывать их знания и стараться самому.
– На практике нас закрепили за машинистом, – вспоминает Даниил Юрьевич. – Наблюдали, как он работает, какие действия выполняет. Запоминали.
Окончив колледж, наш герой перебрался в Магнитогорск. Здесь он три года проработал монтажником в тресте «Магнитострой», затем ещё год на производстве упаковочной плёнки для металлопроката. Вдобавок Даниил Кувшинов поступил в Магнитогорский государственный технический университет – в Институт строительства, архитектуры и искусства. Учёба давалась неплохо, но он быстро понял, что строительство – не его направление, и забрал документы. А вскоре после этого узнал, что на известняковый карьер требуются машинисты экскаватора.
Так Даниил Юрьевич и устроился на агаповское месторождение. Первые серьёзные шаги в профессии он сделал именно здесь, после четырёх лет работы в совершенно других направлениях. Однако в лисаковском колледже наш герой учился на совесть, так что полученные там знания об искусстве обращения с карьерным экскаватором не позабылись. Да и приняли молодого работника просто прекрасно.
– Бригада у нас очень дружная, все как одна семья, – отмечает Даниил Кувшинов. – К тому же, здесь я встретил немало ребят из Лисаковска. И с наставниками мне повезло: осваиваться помогали двое машинистов – Александр Вехляев и Алексей Чернорецкий. Оба отличные специалисты, с большим опытом работы. Под их руководством трудиться очень спокойно, они всегда готовы подсказать, объяснить. Сейчас, поскольку работаю меньше года, обучение продолжается. Понимаю, что ещё многое предстоит узнать, всё же карьерный экскаватор – невероятно сложная машина, и чтобы трудиться на ней, нужен очень высокий уровень знаний.
Это действительно так: одних генераторов у ЭКГ-5 целых три – для подъёма, напора и хода. Работают они в зависимости от того, что именно в данный момент делает машинист. И подобных нюансов множество.
С горняцким делом Даниил Юрьевич намерен связать всю жизнь. На следующий год он планирует вновь поступить в МГТУ, но на сей раз по профессии. А именно – в Институт горного дела и транспорта.
– Высшее образование получить необходимо, – уверен наш герой. – Это и более глубокие знания, и ключ к новым возможностям, профессиональному росту.
Магнитка позволила Даниилу Кувшинову не только вернуться к делу, выбранному ещё в юности, но также обрести семейное счастье. Именно здесь он встретил свою Ульяну. Год назад молодые люди сыграли свадьбу, и Даниил Юрьевич не мог не воспользоваться возможностью обратиться к супруге со страниц нашей газеты:
– Мне очень понравились слова одного человека. Я их немного подкорректировал и хочу, чтобы ты знала: это не клятва, а то, что действительно ждёт тебя впереди. Придёт день, когда ты будешь смеяться, – и я буду рядом. Придёт день, когда ты будешь плакать, – и я буду рядом. Ты будешь мечтать – и я тоже буду рядом. И даже когда тебе будет страшно – я буду рядом. Когда ты услышишь своё первое «мама» – я буду рядом. Когда наши дети будут падать, а потом обязательно подниматься – я буду рядом. Живи. Мечтай. Сияй. Люби. Я с тобой, ничего не бойся. Я рядом.