Работой с металлом электрогазосварщик цеха рудник Дмитрий Дюсьмекеев увлекся ещё подростком. Всё произошло благодаря папе Валерию Дмитриевичу, который оборудовал в гараже подобие кузнецкой мастерской. Там отец и сын изготавливали подарочные шампуры, разные интересные вещицы, элементы для беседок, качелей, оград, мангалов и так далее.
Сам Дмитрий Валерьевич поначалу выполнял обязанности подмастерья: подавал инструменты и заготовки, наблюдал, мотал на ус. Со временем отец начал доверять ему больше работы, и Дюсьмекеев-младший увлёкся этим делом настолько, что не оставляет его и по сей день. Разумеется, уже не в таких объёмах, как раньше, и тем не менее.
Точно так же, с юных лет, Дмитрий Валерьевич решил, что трудиться будет именно на Магнитогорском металлургическом комбинате. Здесь ему помогли рассказы родных о прабабушке Марии Фёдоровне Сычной, которая с шестнадцати лет начала работать на градообразующем предприятии Магнитки в суровые годы Великой Отечественной войны. Она изготавливала снаряды для фронта. Вдобавок на ММК работали и двое старших братьев Дюсьмекеева.
– Оба хвалили промплощадку, говорили, что это уверенность в завтрашнем дне, серьёзное и важное дело, отличный коллектив и, разумеется, хорошие зарплаты, – рассказывает Дмитрий Валерьевич. – Вот и решил пойти по их стопам. После школы поступил в девяносто седьмое училище. Благодаря тому, что уже был знаком с металлом, выбрал профессию сварщика. Больше всего тянуло именно к ней.
Учиться, как он вспоминает, оказалось интересно, особенно на практике. Там наш герой был круглым отличником. И если после второго курса он практиковался в стенах училища, собирая и сваривая различные конструкции, то спустя год Дмитрия Валерьевича распределили в ООО «Электроремонт», где он выполнял уже производственные задачи. И опять-таки успешно: за восемь месяцев на промплощадке он не только приобрёл десятки профессиональных навыков, но и заработал первые деньги. Из группы Дюсьмекеева численностью в тридцать человек трудовыми «гонорарами» отметили только пятерых, а это показатель.
Затем была служба в армии – опять-таки интересная пора. Первые семь месяцев Дмитрий Валерьевич провёл в мотострелковых войсках в Елани, где осваивал мастерство механика-водителя боевой машины пехоты. Военная техника увлекла настолько, что он до сих пор с интересом следит за достижениями российского оборонно-промышленного комплекса. Затем Дюсьмекееву предложили подписать контракт, и он согласился, после чего перевёлся в артиллерийскую часть под Самарой.
– Там отслужил два года и четыре месяца, – продолжает Дмитрий Валерьевич. – А вернувшись домой, почти сразу пошёл устраиваться на комбинат. И тут мне очень повезло: на тот момент вакансия сварщика была одна – на руднике. Я представлял, что такое карьер, поэтому согласился без раздумий.
Собственно, так наш герой и попал на участок водоотлива известнякового карьера, входящего в цех рудник. Как сам признаётся, поначалу было страшновато: всё же масштабы месторождения и уровень его профессиональной ответственности оказались более чем солидные. Но в то же время происходящее в огромном рукотворном кратере захватывало. Трудились великаны-экскаваторы, курсировали по отвалам «БелАЗы», перемещались по рельсам длинные змеи железнодорожных составов. В работе на карьере есть своя романтика, и Дмитрий Валерьевич в полной мере ей проникся.
– Здесь мне повезло ещё раз, – улыбается он. – Когда я только устроился, электрогазосварщиком у нас трудился великолепный специалист – Виктор Кутьков. В то время он уже готовился уйти на заслуженный отдых, а за годы работы опыт накопил колоссальный. И был готов передавать его мне, но с одним условием: если я действительно настроен стать хорошим сварщиком.
Дмитрий Валерьевич именно к этому и стремился, так что знания наставника перенимал с большой охотой и благодарностью. А ещё он крепко запомнил не раз озвученную Виктором Кутьковым мысль: ученик всегда должен быть выше уровнем, чем учитель.
Вместе они проработали три года, а сегодня Дюсьмекеев единственный электрогазосварщик на известняковом и доломитовом карьерах. Основная его задача – варить трубы, по которым с карьера уходят грунтовые воды. Если не будет водоотлива, то котлован попросту затопит.
– Здесь очень важно качество, – отмечает Дмитрий Валерьевич. – Через трубы проходит большой объём воды, давление там тоже приличное. Чтобы выдержать его, сваренные фрагменты трубы должны быть единым целым на сто процентов. Малейший дефект может привести к очень серьёзным проблемам.
Основательность в каждом моменте – профессиональное кредо нашего героя. Например, рабочее место. В конце каждой смены Дмитрий Валерьевич проверяет, всё ли оборудование находится в надлежащем состоянии, а на следующее утро, перед началом работы, перепроверяет.
– Инструменты всегда должны быть в порядке. Мы часто ездим с объекта на объект, и там действовать нужно очень оперативно, – объясняет он. – Многое на участке водоотлива делается строго по графику – то же включение-выключение насосов. Отклоняться от ременных рамок нельзя.
Со скоростью работы у Дмитрия Валерьевича тоже всё в порядке. Ради интереса он засекал, за сколько времени сможет сделать шов на самой большой трубе – диаметром триста двадцать миллиметров. Вышло семнадцать минут – более чем достойный результат. Однако торопиться Дюсьмекеев не любит. Для него куда важнее качество, а ещё – эстетическая составляющая.
– Стараюсь работать так, чтобы и мне самому, и коллегам было приятно посмотреть на результат, – говорит Дмитрий Валерьевич. – Ещё с тех времен, когда активно занимался ковкой, привык, чтобы металл в итоге смотрелся красиво.
Тяга к эстетике у него опять-таки родом из детства – от дедушки Виктора Ивановича Сычного, который был профессиональным художником. Сам Дмитрий Валерьевич тоже любил рисовать. Даже подумывал пойти в художественную школу, но интерес к работе с металлом оказался сильнее.
Его навыки сварщика пригождаются не только на участке водоотлива. Иной раз Дюсьмекееву приходится варить, например, трубы отопительной системы или что-нибудь другое. Или не варить, а, наоборот, резать. Кислородный резак ему помогал осваивать всё тот же Виктор Кутьков, и Дмитрий Валерьевич уже долгое время на «ты» с этим инструментом, который добродушно называет «игрушкой».
В цехе он пятнадцать лет. Солидный срок, за который работа вполне может стать рутиной, но не в случае нашего героя. О сварочном деле он рассказывает подробно и с удовольствием. Сейчас про таких людей, как Дюсьмекеев, говорят: заряженный. И это действительно так. Дмитрий Валерьевич дважды становился лучшим по профессии, а в этом году он удостоился места на Аллее Славы ММК. Причём не один, а вместе с руководителем – мастером участка водоотлива известнякового карьера Сергеем Одинцом, о котором мы рассказывали в материале «Главное – доверие».
– Наши портреты совсем рядом, это приятно, – говорит Дюсьмекеев.
Не за горами зима, что, безусловно, влияет на работу в карьере. Но сбавлять темп горнякам нельзя, несмотря ни на снег, ни на ветер, ни на морозы в двадцать-тридцать градусов. И здесь у Дмитрия Валерьевича своего рода преимущество: во время сварки металл нагревается и начинает излучать тепло. Так что, когда особенно холодно, он с нетерпением ждет возможности начать работу.
Помимо ковки Дюсьмекеев увлекается спортом. Ещё ребенком он полюбил хоккейные баталии, а позднее отстаивал честь девяносто седьмого училища в футбольных матчах. Несколько лет подряд команда Дмитрия Валерьевича стабильно занимала второе место на соревнованиях между средне-специальными учебными заведениями города. А от рудника он участвовал в сражениях по хоккею в валенках.
– Было весело и необычно, – вспоминает Дмитрий Валерьевич. – Побегали, посоревновались, позабивали голы. Всё на позитиве.
Ну и, разумеется, он внимательно следит за успехами хоккейного клуба «Металлург». И о нынешнем сезоне говорит с оптимизмом.