Железнодорожный транспорт – это постоянное движение. Потому и люди, работающие на железной дороге, должны соответствовать её напряжённому ритму. Все грузоперевозки на ПАО «ММК» – сырья и готовой продукции, – измеряемые в десятках тысяч тонн ежесуточно, составляют основную цель работы железнодорожного транспорта комбината как самого мощного и производительного вида транспорта. За 90 лет было перевезено 9,5 миллиарда тонн грузов.
«Владения» железнодорожников раскинулись по всей промышленной площадке комбината: куда ни кинь взгляд – нити стальных путей, вереницы составов, готовых немедленно отправиться к месту назначения. Кажется, что всё работает само по себе. Но за этой чёткостью и планомерностью кроется невидимый большинству труд работников цеха эксплуатации, которые круглосуточно несут свою железнодорожную вахту, обеспечивая своевременное движение на стальных магистралях комбината. Без заторов и простоев.
Цех эксплуатации – одно из самых больших подразделений на ПАО «ММК». В его составе десять железнодорожных районов, включающих 28 станций и семь постов. Это почти девятьсот километров путей, три тысячи стрелочных переводов, тысячи вагонов, 125 локомотивов. Всё это огромное хозяйство необходимо для организации перевозочного процесса. Штат цеха – 817 человек, из них 245 работников имеют высшее образование. Цех считается молодым: средний возраст работников – 33 года.
– Наше подразделение выделяется разнообразием профессий, у нас работают диспетчера, дежурные по станции, операторы поста централизации, приёмосдатчики груза и багажа, составители поездов, помощники машинистов локомотивов, – рассказывает начальник цеха эксплуатации управления логистики ПАО «ММК» Дмитрий Можейко. – Коллектив эксплуатационников отличают высокий профессионализм, опыт и ответственность. Специалисты цеха организуют выполнение плана перевозок и осуществляют руководство всей оперативной работой железнодорожного транспорта как по обслуживанию основного производства, так и по обмену передаточными составами c ОАО «РЖД», а кроме того, координируют работу служб и цехов управления логистики. От их взаимодействия зависит весь перевозочный процесс. Приоритетными направлениями в работе цеха считаю обязательное выполнение требований охраны труда, обеспечение безопасности движения и качественную подготовку кадрового персонала.
В настоящее время цех эксплуатации состоит из десяти районов, каждый из которых охватывает технологический процесс структурных подразделений, объединяя их в единый производственный цикл. Формирование районов происходило одновременно с развитием комбината.
А у нас на районе
Первый железнодорожный район ведёт свою историю с 1930 года, когда началось строительство станций и связывающих их перегонов, необходимых для подвоза на стройку оборудования, металлоконструкций и леса. Тогда он назывался «Пост № 4». Помимо нехитрой железнодорожной инфраструктуры на его территории располагались около ста крытых вагонов, в которых жили железнодорожники и их семьи. За минувшие десятилетия структура и сфера ответственности района сильно изменились. Сегодня он обслуживает производство толстого листа, ЛПЦ № 4, ЛПЦ № 5, копровый цех и ТЭЦ.
– Для своевременного и качественного обслуживания производства на станции Сортировочная задействованы 110 человек, – говорит начальник первого железнодорожного района Алексей Власов. – Одновременно в строю находятся около полутора тысяч вагонов. Ежесуточно обеспечиваем отгрузку до шестидесяти процентов всей готовой продукции комбината – это примерно семнадцать тысяч тонн. Основная нагрузка ложится на маневрового диспетчера, который распределяет все вагонопотоки, организовывает работу станции, управляя пятнадцатью локомотивами одновременно. Ритмичная работа на железной дороге – итог чёткого взаимодействия диспетчеров, машинистов локомотивов, помощников машинистов, работников ООО «Ремпуть», словом, всех участников перевозочного процесса.
Второй железнодорожный район – станции Угольная, Кольцевая, Коксосортировочная, Северная – обеспечивает перевозками доменный цех, коксохимическое и огнеупорное производства, ООО «Шлаксервис».
– Девяносто лет своим упорством и мужеством в зимний холод и летний зной наши работники проявляют трудовой героизм, – рассказывает начальник второго железнодорожного района Александр Тойкин. – Организовываем работу так, чтобы металлургический комплекс получал продукцию по графику. Стабильно обеспечиваем домны и аглоцех коксом, углеподготовительный цех – угольным концентратом, цех химпереработки (1, 2, 3 блоки ЦУПХП) – порожними цистернами под коксохимическое сырьё, бензолы, смолы и другие виды продукции. Принимаем активное участие в разработке и отладке технологии транспортного обслуживания нового проекта ПАО «ММК» – 12-й коксовой батареи. Коллектив второго ж/д района всегда успешно решает поставленные перед ним задачи и совершенствует технологию работы. Мастерство и дисциплинированность для нас является основой качественной и безопасной работы.
В зоне ответственности третьего железнодорожного района – станции Заводская, Конвертерная и Грануляция – такие гиганты, как доменный цех, ЭСПЦ и ККЦ. Коллектив из 118 человек обеспечивает технологические перевозки необходимых грузов и материалов для работы доменного и сталеплавильного производств.
– Работа в горячих цехах – огромная ответственность для всех, кто имеет дело с жидким чугуном и шлаком, в том числе и для работников цеха эксплуатации, обеспечивающих технологию, – подчёркивает начальник района Юрий Семитко. – У нас довольно сложный участок, движение интенсивное, но за последние годы работать железнодорожникам стало легче, появились радиостанции, автоматизация. Взять те же стрелочные переводы – раньше переводили вручную, выбегали на улицу в любую погоду. Сейчас управление стрелочными переводами происходит дистанционно, достаточно нажать кнопку на панели управления. Но полностью на автоматизацию положиться нельзя, любая система может дать сбой. Человеческий фактор всегда был, есть и будет. Поэтому необходимы контроль, дисциплина и ответственное отношение к работе каждого сотрудника.
В состав четвертого железнодорожного района входят станции Стальная-1, Стальная-2 и северный парк станции Стальная-2. Изменения, происходящие в структуре и технологии производственных процессов комбината, неизменно приводят к реконструкции инфраструктуры железнодорожного транспорта.
– Для совершенствования технологии перевозочного процесса и увеличения пропускной способности станций на нашем районе произошли значительные изменения в путевом развитии, – рассказывает начальник района Алексей Спасов. – До 2000 года приоритетной задачей района было обслуживание мартеновского цеха, блюмингов и слябинга, а после реорганизации сталеплавильного производства, с введением в эксплуатацию ЭСПЦ, основной задачей стало обеспечение сортовой заготовкой СЦ, а также слябовой заготовкой ЛПЦ № 4 и ПТЛ. Коллектив района – 65 человек – ответственные работники, чётко и слажено выполняющие все поставленные перед ними задачи. Отдельно стоит отметить помощника машиниста тепловоза О. Б. Еркеева, который в 2021 году был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени». Этот человек – хороший пример для молодых работников и всего коллектива.
Пятый железнодорожный район обслуживает горно-обогатительное производство, ООО «Шлаксервис», обеспечивая круглосуточный приём, выгрузку железорудного сырья, его переработку и обеспечение сырьём доменного цеха. Для этого на станции Рудная работают пять вагоноопрокидывателей. Поступающее железорудное сырьё распределяется по складам, а затем в вагонах заводского парка доставляется цехам-потребителям. В зависимости от перевозимого сырья выбирается вид подвижного состава.
– Штатная численность – семьдесят человек, – рассказывает начальник района Алексей Порошин. – Основная нагрузка ложится на диспетчерский персонал, который отвечает за непрерывную организацию перевозочного процесса и контроль движения. Чтобы стать хорошим диспетчером, нужно всю работу железнодорожного транспорта изучить с азов, то есть поработать составителем поездов, помощником машиниста локомотива. В 2019 году в состав района вошла новая станция Аглофабрика, в связи с чем была разработана и внедрена технология обеспечения железнодорожными перевозками аглофабрики № 5. Была реконструирована схема путевого развития станции Рудная для обеспечения транзитных потоков. В том же году был введён в работу вагоноопрокидыватель № 5.
В мае этого года началось строительство новых трёх секций гаража - размораживателя, каждая вместимостью 35 вагонов. Его запуск позволит увеличить существующие мощности по разогреву вагонов на пятьдесят процентов и обеспечит бесперебойную выгрузку железорудного сырья в зимний период.
В состав шестого железнодорожного района входят станции Чугунная и Западная. Основное назначение района – обеспечение электросталеплавильного производства, СЦ, УПП, копрового цеха и ЦПВ ООО «Ремпуть».
– В штате нашего района – 56 человек. Большим подспорьем в работе является автоматизация, – рассказывает начальник шестого района Сергей Гордий. – Но человек по-прежнему – главный участник процесса. У нас на районе проходило испытание электровоза на радиоуправлении. При всех плюсах, он без человека обойтись не может. На железнодорожном транспорте работа связана с принятием решений, машине такое не под силу.
Седьмой железнодорожный район считается одним из самых больших в цехе эксплуатации по количеству станций и занимаемой территории, а также по числу работников. В его состав входят станции Гранитная, Новая, Скрапная и Весовая. В штате – 125 человек. Каждую смену на линию выходят шестнадцать локомотивов.
– Район занимается транспортным обеспечением ККЦ, копрового цеха, ЛПЦ № 8, ПМП, ООО «Шлаксервис», складов УПП, а также нескольких смежных подразделений и коммерческих предприятий, имеющих контрактные отношения с ММК на транспортное обслуживание, – рассказывает начальник седьмого железнодорожного района Сергей Пятков. – Мы задействованы во всех видах перевозок: жидкие шлаки кислородно-конвертерного цеха, подкат для прокатных цехов, товарная металлопродукция. Подаём под грузовые операции в смену около пятисот, в месяц – около 35 тысяч вагонов. Район имеет два пути примыкания к станции Магнитогорск-Грузовой для обмена передаточными поездами с внешней сетью железных дорог. Задействован район и в реализации экологической программы ПАО «ММК», участвуя в рекультивации отвалов доменных и конвертерных шлаков, транспортном обеспечении строительства газоочистной станции кислородно-конвертерного цеха.
Восьмой железнодорожный район самый протяжённый: от пятой проходной ММК и до станции РИС. В его структуру входят станции Дробилка, Сульфидная, Доменная и Ежовка. Основная задача – бесперебойное обеспечение сырьём доменного и агломерационного производств.
– Станции Доменная и Ежовка – ключевые, так как завязаны в технологию работы всего комбината. Ежесуточно на бункерной эстакаде доменного цеха выгружается около 37 тысяч тонн железорудного сырья – это в среднем 570 вагонов, – поясняет начальник восьмого района Александр Банников. – В настоящее время на станции Ежовка в условиях обслуживания действующего производства проводится реконструкция контактной сети, замена старого оборудования на новое. Людям приходится работать в непростых условиях. Коллектив у нас дружный, сплочённый, мгновенно реагирующий на все изменения в технологии работы. Квалифицированные специалисты и ответственные работники не только отлично справляются со своими профессиональными обязанностями, но и участвуют в научно-технических конференциях, общественной и спортивной жизни цеха.
В структуру девятого железнодорожного района, который обслуживает южный блок ПМП и цех подготовки вагонов, входят станции Входная и Тонколистовая. Станцию Входная называют воротами комбината, через которые осуществляется приём и отправление поездов на станцию Магнитогорск-Грузовой.
– На внешнюю сеть железных дорог отправляем по десять–двенадцать поездов в смену и примерно столько же принимаем, – рассказывает начальник девятого района Александр Козюра. – Важно, что на нашем районе работают грамотные, ответственные специалисты. Железнодорожный транспорт ошибок не прощает.
География десятого железнодорожного района охватывает станции Топливная, Прокатная и Отвальная.
– Высокопрофессиональный коллектив района, состоящий из 67 человек, обслуживает ККЦ и листопрокатные цехи № 10, 11, – подчёркивает исполняющий обязанности начальника десятого железнодорожного района Василий Трушнин. – Ежесменно в соответствии с заданными объёмами перевозим из кислородно-конвертерного цеха слябовые заготовки в ЛПЦ № 4, ПТЛ, УОЛЗ СЦ, из ЛПЦ № 10 и ЛПЦ № 11 – продукцию для ПМП, ЛПЦ № 4, ЛПЦ № 5, ЛПЦ № 8. Выполнение плана перевозок – процесс коллективный, в нём задействованы сотрудники цехов ММК и всех подразделений управления логистики и ООО «Ремпуть».
Человеческий фактор
– У каждого железнодорожного района своя специфика, но все они технологически увязаны между собой и работают как единый механизм, – рассказывает заместитель начальника цеха эксплуатации по технологии Алексей Черкасов. – Наша главная задача – организовать перевозочный процесс в соответствии с планами управления производства ММК. Оно подаёт заявки, с указанием цеха погрузки, требуемого количества, рода и принадлежности вагонов, исходя из которых ставятся задачи на обеспечение подразделений перевозками. С введением автоматизации появилась возможность оперативно наблюдать за передвижением составов по территории комбината, можем обращаться к архивным данным, анализировать проделанную работу.
– На площадке ПАО «ММК одновременно может находиться до десяти тысяч вагонов, из которых порядка шести тысяч – с правом выхода на внешнюю сеть, – отмечает заместитель начальника цеха по работе с собственными вагонами Артём Андреев. – Это вагоны в которых поступают грузы на комбинат – железорудное сырьё, уголь, металлический лом и прочее – и вывозится готовая товарная продукция. Так как эти вагоны находятся в собственности частных операторских компаний, с ПАО «ММК» взимается плата за сверхнормативный простой. Мы располагаем всей необходимой информацией в системе АСУ для отслеживания данного подвижного состава с целью минимизации простоя вагонов на площадке ММК.
– Есть вопросы по инфраструктуре, – продолжает тему начальник цеха эксплуатации. – С момента реформирования МПС появились сотни частных операторских компаний, что отразилось на технологии работы центра управления перевозками и привело к увеличению маневровой работы на всей площадке комбината. Теперь вагоны перед погрузкой и отправлением на внешнюю сеть необходимо классифицировать по направлениям, грузам, видам подвижного состава. Всё это требует дополнительного путевого развития. К сожалению, на большинстве станций географически позволить себе этого не можем. В настоящее время ММК совместно с ОАО «РЖД» разрабатывают программу развития инфраструктуры станций Магнитогорск-Грузовой, Куйбас и подъездного пути ПАО «ММК».
– Выполнение плана грузоперевозок и обеспечение технологии работы всех переделов комбината – это главная задача нашего структурного подразделения, при этом сохранение жизни и здоровья трудящихся – основной закон, – подчёркивает заместитель начальника цеха эксплуатации по технической работе Сергей Рудник. – Для выполнения этого закона всё транспортное обслуживание должно быть организовано с безусловным выполнением требований охраны труда и безопасности движения. Поэтому работе с кадрами в цехе уделяется большое внимание. Проводятся обучение, аттестации, тренировки по выполнению опасных технологических операций, организована оперативная передача информации на все железнодорожные районы. Для того, чтобы получать результаты, необходимо работать в команде. В нашем цехе такая команда есть – сплочённый, ответственный, грамотный коллектив, в котором каждый осознаёт важность возложенных на подразделение задач.
…Тяжеловесные грохочущие составы и перекликающиеся гудки локомотивов складываются в удивительную железнодорожную симфонию. Вот уже девяносто лет она звучит, не прерываясь ни на минуту. За слаженностью звучания стоит добросовестный труд нескольких поколений работников цеха эксплуатации, которые, подобно талантливому режиссёру, задают темп и обеспечивают согласованность исполнения.