График пребывания министра промышленности и торговли России на Магнитке выдался очень плотным: Виктору Христенко предстояло посетить несколько объектов комбината, а затем провести совещание с председателем совета директоров ММК Виктором Рашниковым. Виктор Борисович у нас не редкий гость, но к каждому его визиту металлурги демонстрируют свои новые достижения.
Объезд объектов, имеющих ключевое значение для решения стратегических задач ММК, начался со стана "2500" горячей прокатки, где сейчас активно идет реконструкция. Строительно-монтажные работы идут по графику. Затем гость посетил промышленные площадки: толстолистовой стан "5000", машину непрерывной разливки стали № 6, третью по счету установку для переработки металлургических шлаков "Амком-3" и строящийся стан "2000" холодной прокатки.
Стан "5000", запущенный в прошлом году, вышел на проектную мощность. А запуск в декабре прошлого года МНЛЗ № 6 в кислородно-конвертерном цехе стал очередным этапом реализации проекта по созданию на Магнитке комплекса по производству толстолистового проката. Он позволит выпускать широчайший сортамент толстолистовой стали для нужд нефтегазовых компаний.
- Технологические возможности стана "5000" позволяют выпускать продукцию для нефтяных платформ, работающих в условиях Арктики, для строительства мостов, изготовления котлов, судостали, в том числе для танкеров, российских ВМС, современных судов ледового класса, - подчеркнул на встрече с министром Виктор Рашников.
Очередной амбициозный проект ММК - создание самого современного в России комплекса холодной прокатки, который будет выпускать прокат для автопрома, строительной отрасли и производителей бытовой техники.
После объезда промышленных объектов Виктор Христенко и Виктор Рашников ответили на вопросы журналистов.
- Виктор Борисович, насколько программа развития ММК соответствует государственной стратегии развития отечественной металлургии?
- Магнитка в последние годы реализовала масштабную программу модернизации производства. Стан "5000", на котором мы побывали, построен по самым передовым технологиям мирового машиностроения. Он выпускает продукцию, аналогов которой до недавних пор в России не производилось. Это красноречивый пример реализации взвешенной стратегии, когда металлурги расширяют сортамент выпускаемой продукции, ориентируясь на поддерживаемые государством программы развития в смежных отраслях. В данном случае это инфраструктурные проекты, мостостроение, судостроение и так далее. Кроме того, ММК ориентирован на перспективные запросы потребителей. Стан "2000", так же, как и комплекс по производству толстого листа, будет производить импортозамещающую продукцию. Два очень важных, на мой взгляд, момента: к 2012 году наш авторынок восстановится, продажи составят около трех миллионов машин ежегодно. Но в докризисный период из этих трех миллионов меньше 40 процентов составляло российское производство. Уже сейчас больше двух третей всего автомобильного производства расположены на территории нашей страны. К 2015 году 80 процентов автомобилей, продаваемых у нас, будут производить в России. Следовательно, потребление металла станет существенно выше, чем в докризисный период. Второй момент: когда на Магнитке завершалось строительство стана "5000", раздавалось достаточно много скептических голосов насчет того, что кризис сорвет спрос, лишит возможности новый стан нормально работать. Но стан вошел в строй в плановые сроки, вышел на проектную мощность и сегодня полностью загружен заказами. Поэтому нет сомнений в том, что и стан "2000" будет построен в срок и успешно заработает.
- Виктор Филиппович, ММК ставит перед собой задачу стать главным поставщиком автолиста и автокомпонентов в стране. Повлиял ли кризис на выполнение этой задачи?
- Кризис внес определенные коррективы и в производственную, и в инвестиционную деятельность. Но темп инвестиционных программ мы не сбавили: стан "5000" был пущен в намеченные сроки, в соответствии с графиком идет возведение комплекса "2000" холодной прокатки, первую его очередь запустим в будущем году. Наша задача - удовлетворить спрос автомобильной промышленности в качественном отечественном автолисте. Мы будем производить не рядовые - мягкие, а современные и высокопрочные марки стали. Если говорить об инвестиционной деятельности, то мы заканчиваем строительство перерабатывающего комплекса в Санкт-Петербурге, скоро его запустим. Продолжаем реализацию других важных инвестиционных проектов.
- Виктор Борисович, будет ли востребована отечественным автопромом продукция Магнитки?
- Российский автопром принципиально меняет свой облик: в ближайшие годы произойдет замещение модельного ряда на всех производствах. Я говорю не только об исконно отечественных производителях - ВАЗ, ГАЗ и так далее, но и о зарубежных автоконцернах, создающих производственные подразделения в России. Экономика такова, что все эти производители будут нуждаться именно в качественном российском металле. Приходят новые технологии и, соответственно, новые требования к металлу. То, что сегодня эти требования являются главными при создании новых производственных мощностей на Магнитке, абсолютно верная стратегия. Более того, здесь закладываются возможности, превышающие нынешние потребности и требования автопроизводителей, они рассчитаны на перспективу, что обеспечивает ММК запасом прочности на годы вперед.
- Виктор Филиппович, как вы оцениваете ближайшие перспективы отечественного рынка металла, каковы будут объемы производства ММК в ближайшие годы?
- Как я уже отметил, неблагополучная финансово-экономическая ситуация несколько подкорректировала наши планы. В прошлом году мы были вынуждены снизить объем производства, но в нынешнем году увеличиваем производство на 20 процентов, выходим на десять миллионов тонн. Причем из них семь миллионов мы продадим на внутреннем рынке. Мы поэтапно реализуем комплексную программу, которая позволит нам выпускать качественную продукцию высочайших характеристик в первую очередь для российского рынка.