В СУББОТУ в Магнитогорске прошла первая ярмарка выходного дня. Городские власти пригласили на нее магнитогорские перерабатывающие предприятия, сельчан Агаповского, Верхнеуральского, Кизильского и Нагайбакского районов нашей области и Абзелиловского района Башкирии для торговли продукцией без посредников.
Село ждало этого дня несколько лет. В прямых взаимоотношениях с ним был заинтересован и город. Новые экономические связи потребовали основательной подготовки и появились еще до того, как руководство страны обратило внимание на отсутствие на городских рынках отечественного сельского производителя. Магнитогорск первым в области в давних взаимоотношениях города и села внес существенные изменения.
Если организация сезонной распродажи овощей и картофеля стала по-настоящему массовой и обоюдовыгодной, то прошедшая ярмарка осеннюю торговлю не повторила. Из села, за редким исключением, на ярмарку не приехали, хотя именно селяне заинтересованы в освоении устойчивого рынка сбыта своей продукции. Следует разобраться в причинах произошедшего.
НЕ ВДРУГ И НЕ СРАЗУ
Напомним историю вопроса. В прошлом году Магнитогорск перешел на массовое обеспечение населения города картофелем и овощами непосредственно от сельского производителя. В течение осени сельчанам создали все условия для продажи продукции по их ценам, без посредников. Сезонную распродажу город организовывал и раньше, но впервые в ней участвовали все сельские товаропроизводители, что позволило значительно снизить рыночные цены.
– Определить выгоду горожан и сельчан нетрудно, – вспоминает заместитель начальника управления по развитию потребительского рынка администрации Магнитогорска Людмила Митрошкина. – Село предложило населению картофель по четыре рубля за килограмм, тогда как раньше у перекупщика его брали по 8–12 рублей за килограмм. Подобное соотношение возникло и по овощам. Сколько средств оседало в карманах перекупщиков, подсчитать тоже просто, если учесть, что в прошлом году на осенней ярмарке село реализовало 20 тысяч тонн картофеля и овощей.
Выгода для горожан очевидна. А что выиграло село? Оно тоже не внакладе: перекупщик вывозил из села картофель по 2,5–3 рубля за килограмм. Овощи стоили несколько дороже, но ценовую разницу между закупом и реализацией перекупщик держал стойко. Прошедшая осень разрушила монополию посредника, хотя окончательно с потребительского рынка он не ушел: слишком высока цена легкой наживы. Но и город не стал останавливаться на достигнутом.
– В реализации урожая мы нашли полное взаимопонимание с селом, но этого недостаточно, – продолжила Людмила Митрошкина. – В еще больших объемах село производит мясо и молоко, которые может организованно поставлять в течение всего года. Раньше Магнитогорск был основным рынком сбыта животноводческой продукции пригородных районов, но без четкой системы. Продовольственный рынок без мяса не оставался, разница между закупочными и розничными ценами значительна. Вопрос в том – как наполнить продовольственный рынок качественными мясомолочными продуктами местного происхождения при сохранении и даже снижении розничных цен? В конце января мы пригласили в Магнитогорск руководителей райсельхозуправлений Агаповского, Верхнеуральского, Кизильского, Нагайбакского, Чесменского районов Челябинской области и Абзелиловского района Башкирии, чтобы совместно обеспечить реализацию животноводческой продукции в городе. Мы предложили селу заключить с рынками прямые договоры на поставку этой продукции и организовать в Магнитогорске постоянно действующие «ярмарки выходного дня». Их периодичность и окончательные условия соглашения мы определим позднее с учетом предложений села.
Село давно нуждалось в подобной инициативе города. Сельскому товаропроизводителю с каждым годом становилось все труднее без устойчивого рынка сбыта. Доходило до того, что из Верхнеуральского района не менее половины мяса вывозили в соседнюю Башкирию. Особой надобности в этой продукции наши соседи не испытывают, поэтому позднее оно, часто в переработанном виде, появлялось на рынках Магнитогорска по возросшим вдвое ценам.
Здесь необходимо обратить внимание еще на одну особенность производства мяса. Большинство откормочных хозяйств прекратило свое существование, и основное производство говядины и свинины сосредоточилось на личном подворье. Сегодня в южных районах области частник содержит в полтора раза больше животных, чем коллективные хозяйства. Их количество продолжает резко увеличиваться. В Чесменском районе количество свиноматок на личном подворье за год возросло с 1090 до 1847, почти на 500 голов возросло стадо крупного рогатого скота. В Кизильском районе стадо частника достигло 15 тысяч животных. Самыми высокими темпами увеличивается поголовье личного скота в Нагайбакском районе: там на личном подворье содержат 21 тысячу голов крупного рогатого скота и шесть тысяч свиней. Подрастает там и общественное поголовье. В Астафьевском хозяйстве агрофирма «Ариант» в этом году намерена поставить на откорм шесть тысяч голов крупного рогатого скота. Определил свои направления развития животноводства магнитогорский холдинг «Ситно» в Агаповском, Нагайбакском и Кизильском районах. В Чесменском районе два свиноводческих хозяйства намерены довести количество животных до тысячи, но их число в несколько раз уступает частнику. Их инициативу поддерживает и национальный проект приоритетного развития АПК. Он в равной степени способствует развитию и акционерных обществ, и сельхозкооперативов, и других форм коллективной собственности. Для частника впервые за последние годы открылись новые возможности, и он ими начинает пользоваться. В Чесменском районе на развитие личного подворья крестьяне взяли 93 кредита. Наиболее значительным – более 10 миллионов рублей – воспользовался фермер Гурген Мурадян, который заканчивает строительство небольшого свинокомплекса. В этом году в нем будет поставлено на откорм не менее тысячи поросят. Столько же коллективным хозяйствам района рекомендовано и по национальному проекту. Все это говорит о возросших возможностях сельского товаропроизводителя и о необходимости укрепления рынка сбыта. Для него основным на юге области является Магнитогорск, настойчиво приглашающий сельского производителя в город.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
В прошлом году в области началась модернизация животноводческих комплексов, увеличение в них продуктивных животных, для которых начали создавать новую кормовую основу. Впервые за всю историю значительные средства направили на укрепление личных подворий и фермерских хозяйств, которые производят не менее половины мяса и молока. Общая сумма кредитов на развитие малых форм сельской собственности в 2006 – 2007 годах должна составить 988 миллионов рублей. В прошлом году на развитие животноводства в общей сложности выделили кредиты более двух миллиардов рублей. Еще больше средств в производство мяса и молока будет вложено в этом году. Казалось бы, результаты налицо, но до недавнего времени сельчан, особенно удаленных от промышленных центров, они не радовали.
– Предприятия и население стали производить значительно больше мяса, но не могут его реализовать, – говорит начальник Чесменского районного управления сельского хозяйства Алексей Чешко. – Недавняя новогодняя ярмарка в Челябинске напомнила нам о прежних формах сбыта. В начале марта там прошла еще одна весенняя ярмарка, которая получила довольно высокую оценку жителей южноуральской столицы за одним существенным исключением: Челябинск был мало информирован о предстоящей распродаже, и жители нашего района половину мяса вынуждены были увезти обратно. Одновременно область усиленно наполняют импортным дешевым мясом, которое после глубокой заморозки потеряло все свои полезные свойства. А на нашу продукцию перекупщик накручивает еще одну цену, и она многим становится недоступной. Но при этом беспрепятственный доступ к импорту сохраняется. В итоге: на мясном рынке возникли противоречия. Если в нашей области государственный интерес поддерживают миллиардами капиталовложений, то и на стороне перекупщиков тоже немалые деньги.
– Просто так свои позиции перекупщик не уступит, – соглашается начальник Верхнеуральского управления сельского хозяйства Петр Яковенко. – На селе сохраняются опасения насчет прямой торговли: за всем этим стоят слишком большие деньги. По самым минимальным подсчетам в результате организованной магнитогорской властью осенней распродажи овощей и картофеля перекупщик потерял не менее 100 миллионов рублей, которые сохранились в семейном бюджете горожан. Сейчас речь о не меньших суммах. Перекупщик давно отучил сельчан ездить в город со своими продуктами, еще в 90-е годы он создал свою систему обеспечения Магнитогорска мясом. Вспомните на подступах к городу многочисленные машины с одинаковым предложением: «Куплю мясо». Даже когда крестьянин довозил поросенка до рынка, там его не ждали, и он вынужден был возвращаться к перекупщикам. Сейчас таких машин нет, но свою миссию в формировании продуктовой блокады они выполнили. Нам говорят: «Село не сможет торговать». Однако опыт осенних распродаж говорит, что принципы и методы торговли можно освоить быстро. Главное в инициативе Магнитогорска – продолжить дальнейшее экономическое укрепление связей города и села на долгосрочной экономической основе. Нам нужно совсем мало – для начала раз в месяц обеспечить организацию беспрепятственной торговли своей продукцией в течение года. Тогда совместными усилиями мы сможем переломить ситуацию.
ОДНОСТОРОННИЕ УСИЛИЯ
Но усилия оказались односторонними. Для организации ярмарки выходного дня город сделал все: познакомил сельчан с местами будущей торговли, не забыл и о своих производителях продуктов питания, они проявили настоящую заинтересованность в новой форме торговли. Магнитогорские компании «Ситно», «Русский хлеб», агропромышленный комплекс «Профит» представили на ярмарке значительную часть ассортимента своей продукции, к которой, судя по очереди, интерес не слабеет. Из села первыми на ярмарке обосновались представители ЗАО «Агаповское», несколько фермеров Верхнеуральского и других районов, но до полного сельского представительства дело не дошло. Может, неприветливо встретил город?
– Напротив, встретили нас хорошо, – говорит Людмила Кожевникова из Краснинска Верхнеуральского района. – Для торговли создали все условия, но продажа идет вяло: покупатели не спешат.
А среди них преобладали представители старшего поколения, и с выбором они не торопились. Они не забыли ценовую разницу осенней торговли и ожидали подобной и на мясных рядах, но цены от сложившихся на других рынках были ниже всего на 15–20 процентов. Покупатель рассчитывал на более заметную скидку, так как прекрасно осведомлен о разнице закупочных и розничных цен. По многочисленным утверждениям сельчан, после перекупщиков цена на мясо увеличивается вдвое. При необходимом наполнении предложения мясные цены были бы приближены к тем, по которым село отдает свою продукцию посредникам. Но его не было. В самом «мясном» Чесменском районе о ярмарке узнали лишь накануне в пятницу, и подготовиться к ней не успели. А там, где знали, не смогли организовать население. Напрасно звонкоголосая «Уралочка» зазывала сельского производителя. Ее тоже не услышали.
Очень многое зависит от организации. Прошедшей осенью поступление продуктов от производителей получило массовый характер во многом потому, что они представляли собой привычные для села коллективы. А вот владельцы личного подворья и фермеры пока действуют разрозненно.
– Нам на месте надо создать торгово-закупочные кооперативы и уже потом организованно поставлять мясо на рынки Магнитогорска, – говорит глава Нагайбакского района Владимир Федоров.
Возможно, будущие кооперативы помогут, но для организации сельского населения и фермеров в каждом поселении уже имеются достаточно организованные структуры самого низового звена самоуправления – сложившиеся ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств. Не целесообразней ли для начала привлечь их к прямой торговле без посредников? За них городские власти этого делать не станут. А село в устойчивом рынке сбыта своей продукции заинтересовано не меньше, чем город.
В сельских районах предлагают организовать не постоянную «выходную» ярмарку, а предпраздничную распродажу по примеру Челябинска. Но тут подходы принципиально различаются. Предпраздничных распродаж в Челябинске планируют не более пяти с учетом традиционной осенней ярмарки, а Магнитогорск предлагает систему постоянной торговли продуктами питания от производителя. В современных условиях, когда покупательские возможности основной части населения ограничены, это оптимальное решение продовольственного вопроса. При этом учитывают и то обстоятельство, что в Магнитогорске проживают 112 тысяч пенсионеров.
На это обратил внимание и руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который в конце марта провел селекторное совещание о работе розничных рынков страны в новых условиях. Он напомнил, что розничными рынками пользуются, в основном, малообеспеченные жители, поэтому важно организовать прямую торговлю продуктами питания. Наладить такую торговлю будет непросто еще потому, что пока нет опыта, нет и специализированных рынков. В реестре области числится 196 розничных рынков, но из них только пять сельскохозяйственных. Такое соотношение говорит о многом, в том числе и о необходимости сельских производителей учиться торговать. Время декларативных намерений прошло.