Появление хищника в большом городе отнюдь не редкость. Короткохвостую кошку видели на улицах Архангельска и Хабаровска, Москвы и Санкт-Петербурга. За рубежом такие ситуации разрешают просто: опасное животное усыпляют и увозят в привычные места обитания. У нас поступают по-разному. Читатель "ММ", отписавшийся на сайте газеты, не нашел в Интернете ни одной истории с отловом рыси в нашей стране. Мне - как, вероятно, более продвинутому пользователю - удалось это сразу. Приведу лишь два примера.
В декабре 2008 года журналисты Иркутской ГТРК поведали о том, как на улице Волжской была "задержана" лесная хищница. Целую неделю она бегала по городу, охотясь на собак и кошек. Сначала ее видели в районе кладбища, потом - в центре города. Появившись там, рысь пробежала мимо людей и через отдушину забралась в подвал. Специалисты питомника К-9, вызванные очевидцем, первым делом стали закрывать все выходы. Им помогали прохожие и журналисты.
Но поймать хищника даже в замкнутом пространстве оказалось непросто. Пришлось задействовать трех охотничьих собак. Только через три часа кинологам удалось схватить загнанного в щель зверя. Дальнейшую его судьбу решали все вместе. "Если рысь дикая, - говорил в интервью директор питомника Вячеслав Славин, - мы отвезем ее подальше от города и выпустим, если нет - она останется у людей, потому что жить на воле уже не сможет".
Заместитель руководителя службы по охране животного мира Иркутской области Павел Жовтюк, к которому позже обратились журналисты, сделал такое заключение: "Зверь достаточно взрослый, способен себя прокормить... Нет травм, которые не давали бы ему возможности добывать пищу".
Еще один случай произошел в феврале 2010 года на северо-востоке Москвы. По словам сотрудников центра правовой защиты, рысь была обнаружена у дома № 209 на проспекте Мира. Она лежала возле мусорных баков и вела себя совершенно спокойно. Милиция выставила пост, на место был вызван специалист фонда спасения и реабилитации животных.
При выстреле с усыпляющим препаратом игла попала хищнику в кость, и усыпить его не удалось. Испугавшись, зверь залез на дерево, но был пойман с помощью аркана. После завершения операции зоозащитники доставили его в центр реабилитации диких животных.
Теперь о том, нападает ли рысь на человека. В этом вопросе сошлюсь на мнение известного российского зоолога, охотоведа, кандидата биологических наук Михаила Кречмара. До назначения в марте 2012 года на пост главного редактора журнала "Основной инстинкт. Охота и рыбалка по всему миру", переименованного затем в "Русский охотничий журнал", он работал заместителем директора по научной работе ФГУ "Государственный природный биосферный заповедник "Кедровая Пядь", старшим государственным инспектором Российской Федерации по охране территории заповедника.
Так вот, это не я, журналист Марина Кирсанова, а именно зоолог Михаил Кречмар утверждает, что ему неизвестно ни одного подтвержденного случая нападения рыси на человека. "В какой-то степени это даже удивительно, - пишет он. - Леопард весом тридцать пять килограммов легко убивает людей... Однако случаи, когда рысь намеренно скрадывала и убивала человека, нам все-таки неизвестны. Псевдотаежные баснописцы посвятили не один десяток страниц случаям нападения рыси на геологическую партию, охотника-промысловика, старателя-одиночку, комсомольца-ударника и так далее. Рассуждая беспристрастно, их трудно упрекнуть: по всем физическим показателям рысь вроде бы может нападать на человека. Может, но не нападает. Более того, рысь известна как один из наиболее легко приручающихся зверей. В частности, приручению поддаются даже взрослые рыси, пойманные капканами. Иногда они привыкают к человеку до такой степени, что позволяют брать себя на руки, а мурлыканье этой огромной кошки напоминает гудение мощного электромотора".
Есть, правда, и другие мнения. Профессор Сергей Огнев писал, что "случаи активного нападения рыси на человека крайне редки, но все же несомненны". Другой исследователь, Аркадий Слудский, придерживался противоположной точки зрения: "Достоверные случаи нападения здоровой рыси на человека нам не известны, хотя в литературе они описывались неоднократно". Более категоричным оказался выдающийся зоолог-натуралист Евгений Матюшкин: "Если говорить о возможных нападениях рыси на человека, то здесь мы целиком вступаем в область непроверенных слухов и полуфантастических измышлений. В зоологической литературе нет ни одного точно и подробно описанного случая такого рода".
В годы моей работы в качестве нештатного экскурсовода Магнитогорского бюро путешествий я проводила пешеходные природоведческие экскурсии в Карагайском бору и в Башкирии. Рассказывала о растениях и животных Южного Урала. В свободное от экскурсий время расспрашивала егерей и лесников о скрытой от нашего взора жизни лесных обитателей. И ни один из моих собеседников - ни один! - не говорил мне о нападении рыси на человека. Если, конечно, зверь не ранен или не поражен вирусом бешенства.
Каким было здоровье убитой в Магнитогорске рыси, мы не знаем, ведь тушка не была доставлена в областное государственное бюджетное учреждение "Магнитогорская ветеринарная станция". А на расстоянии, как пояснил ветеринарный врач с многолетним стажем, заболевание бешенством определить сложно. Его можно лишь заподозрить. Что касается окончательного ответа, то его дают после десятидневного карантина живого зверя или обследования мертвого.
Вообще во всей этой истории много лукавства и истерии. Чего стоили такие заголовки, как-то: "По Магнитогорску разгуливала разъяренная рысь", "В Магнитогорске обезвредили бросавшуюся на автомобили рысь", "В Магнитогорске рысь атаковала полицейские машины". Просматривая их, не знала, плакать мне или смеяться. В погоне за дешевой сенсацией авторы явно перепевали друг друга. При этом не приводили почему-то такие факты, как покусанные капоты, выбитые лобовые стекла, рваную резину и многочисленные жертвы. Ах да, их не было! И все потому, что, как гласил один из заголовков, "Охотник спас магнитогорцев от напавшей на город рыси".
Кстати, фамилию "героя" в полиции разглашать отказались. Ничего о нем не знает и председатель Магнитогорского общества охотников Александр Рыбаков, с которым я связалась по телефону. Он объяснил, что отстрел без специального разрешения, да еще в черте города, является противозаконным, и если охотник действительно опытный, он должен об этом знать. Правильнее было бы отловить зверя. Мне известно, что рометар, используемый для временного усыпления животных, есть в любом ветеринарном кабинете. Когда зоозащитникам нужно стерилизовать не дающуюся в руки бездомную собаку, они покупают препарат и обращаются в МП "Спецавтохозяйство". С помощью духового ружья животное благополучно усыпляется и доставляется в ветеринарный центр. Жаль, что нет такого ружья у городского общества охотников, на что посетовал его председатель…
"Всемирный фонд дикой природы крайне обеспокоен ситуацией, когда диких животных, случайно зашедших в город, отстреливают, - заявил после одного из прецедентов руководитель Архангельского отделения WWF Андрей Щеголев. - Конечно, обитателям леса не место в городской среде. Но необходимо подумать и о судьбе животных. Иначе факты отстрела выглядят как "безбилетная" охота. И билет выписывать не надо, и в лес идти тоже - "трофей" сам пришел".