Еще в среду электронные СМИ города разнесли весть: ранним утром в четверг начинается забастовка автобусников Маггортранса - коллектив отказывается выходить на городские маршруты.
Учитывая последние события, связанные со стремлением власти навести порядок в сфере пассажирских перевозок, новость вызвала большой резонанс. Горожане испугались транспортного коллапса - ведь с началом "маршрутной революции" проблем с перемещением по городу на общественном транспорте заметно прибавилось.
Но городская власть была в курсе намечающейся забастовки и предприняла превентивные меры. О них в четверг журналистам рассказал представитель администрации города.
Фактически первая завуалированная забастовка автобусников состоялась первого февраля. Они, правда, вовремя прибыли на рабочие места, но нашли массу предлогов не выходить на линию и существенно сломали графики движения. Ситуация усугублялась тем, что именно в этот день началась масштабная зачистка города от нелегальных перевозчиков, объявленная мэрией. Сложилась ситуация, когда многие нелегалы не вывели на линии свои маршрутки, легалы, опасаясь провокаций, попридержали часть своих, а автобусы Маггортранса оставались в боксах. Все "прелести" этой ситуации магнитогорцы, пользующиеся общественным транспортом, ощутили на себе.
- Первого февраля в 6 часов утра вместо запланированных 80 автобусов на линию вышли только 15, - поделился информацией советник главы. - Остальные руководство Маггортранса выпускало на линию "с боем". Фактически город стал объектом шантажа группы водителей, которые вручили руководству предприятия уведомление о начале с 10 февраля классической забастовки.
Дословно текст уведомления выглядел так: "Предупреждение о начале забастовки. Основные требования работников АТЦ МП "Маггортранс" администрация предприятия выполнить отказывается в части предоставления долгосрочной гарантии работы на предприятии. На основании статьи 37 Конституции РФ трудовой коллектив АТЦ МП "Маггортранс" объявляет забастовку.
Дата и время начала забастовки - 10.02.2011 года 5.00 часов.
Продолжительность забастовки - до выполнения требований трудового коллектива.
Предполагаемое количество участников забастовки - около 200 человек.
Председатель собрания трудового коллектива Авдошин П. Г.
Секретарь собрания трудового коллектива Божеховская Н. Ж".
Впоследствии перечень требований пополнился другими пунктами. К примеру, оплачивать "время простоя по вине работодателя в размере 100 процентов средней зарплаты". Трудовой кодекс обязывает работодателя оплачивать простои по его вине в размере двух третей средней зарплаты работников. Выдвигали и другие нереальные и незаконные требования, в том числе и к городской власти.
В конце января в Маггортрансе состоялась встреча коллектива с руководством предприятия и чиновниками из администрации города. Главный вопрос повестки: что изменится для автобусников с 1 февраля, когда их автобусы должны будут выйти на работу на маршруты частных перевозчиков. Представители мэрии разъяснили: ничего не меняется. Люди остаются в штате муниципального предприятия "Маггортранс" с сохранением зарплаты и всех социальных гарантий. Даже маршруты, на которых работали водители, остаются прежними. Меняется лишь финансовая схема: деньги за проезд с пассажиров будут собирать сотрудники частных перевозчиков, а Маггортрансу перечислять безналичными платежами стоимость аренды.
- Выручка за оборотный рейс на маршруте №7 в Маггортрансе составляла всего 350 рублей при себестоимости в 800, - оперировал цифрами советник. - Для городского бюджета в прошлом году такая разница между себестоимостью и доходами вылилась в 72 миллиона рублей. Фактически это соизмеримо по стоимости со строительством нового детского сада.
Словом, для водителей с наступлением часа "Х" ничего не менялось. Но представители трудового коллектива предприятия посчитали, что их законные требования нарушены. И приняли решение все-таки выйти на забастовку 10-го числа.
В этот день случилось еще одно странное совпадение: на линии не вышли многие нелегальные маршрутки. Откуда такая согласованность действий с бастующей частью коллектива Маггортранса? Но власти сыграли на опережение.
- Пришлось принимать новое решение - непростое, но кардинальное, - сообщили в администрации города. - По инициативе властей были созваны внеочередные заседания комиссий Собрания депутатов по городскому хозяйству и по муниципальной собственности. Позиция городской власти такова: город не должен встать, горожане не должны стать заложниками "транспортного терроризма". Поэтому накануне забастовки, 63 автобуса Маггортранса были проданы частным перевозчикам, и они начали выходить на линию уже от имени предпринимателей. Еще 30 автобусов, которые должны были работать в городе непосредственно от Маггортранса, пока так и остаются в боксах. Пять автобусов в помощь городу выделило автотранспортное управление ММК, проезд в них был и вовсе бесплатным.
На вопросы журналистов насчет законности продажи муниципального имущества последовал ответ, что все сделано в рамках законодательства. Вот так власть оперативно отыграла ситуацию. А вот в действиях организаторов забастовки, напротив, обнаружилось явное нарушение законодательства, и теперь по этому поводу разбираются компетентные органы.
Важно, что в автобусах, работающих теперь уже от имени частных перевозчиков, сохраняются все льготы и до конца месяца действуют проездные, проданные Маггортрансом. Льготы будут действовать и впредь. Так называемые "социальные маршруты": перевозку детей и школьников, садоводов, работу по заказам - Маггортранс гарантирует в полном объеме.
Не менее важный вопрос в этом деле, помимо проданных "по остаточной стоимости" автобусов по миллиону триста тысяч рублей за штуку, - люди, трудовой коллектив Маггортранса. Как заверили журналистов, все желающие забастовщики будут трудоустроены: вакансии в муниципальных предприятиях да и в самом автобусном предприятии есть. Но, скорее всего, высококвалифицированные водители все-таки предпочтут работать у частников на так хорошо знакомых им автобусах.