- Вас интересует автокредит? - спрашивает сотрудник банка.
- Конечно! - живо реагирует клиент.
Банковский служащий начинает перечислять тарифы и условия. Вдруг слышит:
- Помедленнее, пожалуйста…
- Вы записываете?
- Нет, я соображаю...
Эта шутка, распространенная среди работников модных сейчас "контор" под странным для русского уха названием "call-center", типична для любого российского города. Автокредиты желает взять почти половина населения страны, но мало кто в этом деле "соображает"…
Тем временем банки настолько легко и с удовольствием выдают займы на приобретение новых автомобилей, что некоторые магнитогорские автосалоны, особенно, те, что реализуют бюджетные иномарки, "устали" от очередей. Даже шумная история с супругами Ошманиными, до сих пор не рассчитавшимися с покупателями новеньких "Фордов", пыл заемщиков не умерила.
Причем Магнитогорск в этом плане идет в ногу со всей страной. Как свидетельствует статистика, в первой половине 2011 года в России проданы 1 миллион 160 тысяч новых легковых автомобилей - это на 57 процентов больше, чем год назад. И дело здесь не только в пресловутом отложенном спросе (в кризисный 2009 год объем продаж автомобилей резко упал). Совершенно очевидно, что стремительный рост авторынка был бы невозможен без банковских программ по приобретению автомобилей в кредит. Тенденция набрала такой ход, что даже сворачивание государственной программы утилизации подержанных автомобилей, по мнение экспертов рынка и самих банкиров, не приведет к спаду продаж. Прогнозируется лишь небольшое снижение, причем исключительно в сегменте автомобилей отечественного производства, но не более, чем на 5 процентов.
Объясняется бум просто. Пережив кризис, банкиры пришли к выводу, что нужно как-то строить свой бизнес дальше. А на чем зарабатывают банки? Правильно, на кредитах. Потребительская "ниша" вычерпана банкирами почти до дна, к тому же она сулит кредитным организациям серьезные риски. Ипотека докризисным спросом не пользуется. В таких условиях привлекательным вновь стал третий высокодоходный сегмент рынка - автокредитование. Вот и стимулируют теперь банки и без того большой спрос на машины.
Если брать в расчет только условия, предлагаемые двумя лидерами городского рынка кредитования - Сбербанком и КУБом, то в Магнитогорске ставки автокредитов колеблются в диапазоне 11 - 16 процентов годовых. Учитывая рост цен но новые машины, который значительно опережает официальную инфляцию, кредитование на приобретение автомобиля выглядит весьма выгодным занятием. Есть, кстати, и более привлекательные условия для потенциальных покупателей, но только по кредитам с государственным субсидированием. КУБ, например, по своей программе предлагает процентную ставку от 5,5 до 10,5 процента годовых (в зависимости от размера первоначального взноса, наличия КАСКО и срока кредитования), Сбербанк - от 5,4 до 9 процентов по кредитам на приобретение "легковых автомобилей отечественных и иностранных марок стоимостью не более 600000 рублей, произведенных на территории России, а также включенных в утвержденный перечень Министерства промышленности и торговли Российской Федерации".
Однако либерализация условий автокредитования в нашем городе пока мало касается пакета документов, необходимых для получения займа. Классический автокредит, как утверждает "Коммерсант", предполагает оформление займа по четырем основным документам - паспорту, водительским правам, справке о подтверждении доходов 2-НДФЛ или по форме банка и копии трудовой книжки. Причем некоторые банки готовы вообще выдавать кредиты всего по двум документам - паспорту и водительским правам. Сбербанк и КУБ в этом плане остаются консерваторами. В перечень документов, необходимых для оформления автокредита в Кредит Урал Банке, входят, например, не только паспорт и водительское удостоверение, но и военный билет, трудовая книжка, справка о среднемесячных доходах и даже паспорт супруги (супруга) заемщика. Причем КУБ может потребовать и другие документы, иначе заявление на получение кредита не будет одобрено. Не менее внушительный пакет попросит у потенциального заемщика и Сбербанк.
Проблемы автокредитованию создают и отечественные реалии. Так, при приобретении популярных моделей автомобилей в нашем городе, с момента бронирования до момента покупки проходит подчас полгода, а то и год. В этом случае заемщик вынужден пройти процедуру переодобрения кредита, поскольку положительное решение банка о выдаче кредита действительно только в течение четырех месяцев.
Есть еще один "подводный камень". Сейчас банки отказываются от открытых комиссий за выдачу автокредита, но скрытые присутствуют в прежнем объеме. Сбербанк требует "обязательное страхование от рисков утраты, угона и ущерба в пользу банка в течение всего срока действия кредитного договора", правда, "стоимость страхования может быть включена в сумму получаемого кредита". КУБ обязательным условием для получения кредита выставляет страхование жизни заемщика и страхование транспортного средства, передаваемого в залог, от всех случаев риска утраты и повреждения. Можно, конечно, обратиться и к другим кредиторам, благо банков, действующих в Магнитогорске, насчитывается не один десяток. Но, как показывает практика, чем проще получить кредит, тем дороже он обходится…
Автобум в России продолжается. Банки явно намерены обслуживать его и впредь. По данным аналитического агентства "Автостат", в стране в первой половине 2011 года доля автомобилей, купленных в кредит, составила 40-42 процента от общего объема продаж. Весной следующего года эксперты ожидают достижения 50-процентной планки. Следовательно, ставки по автокредитам вряд ли будут снижаться. Но это не значит, что бежать в банк нужно уже сейчас. Не исключено, что в условиях жесткой конкуренции банки найдут новые возможности для улучшения условий автокредита, которые окажутся куда более привлекательными, чем банальное снижение процентной ставки.