"Несанкционированных точек по продаже бахчевых в городе стало меньше". Это растиражированное в СМИ "умозаключение", сделанное по результатам традиционных августовских "арбузных" рейдов, потрясает своей поверхностностью.
Неужели невдомек "аналитикам", что кризис сейчас диктует условия? Меньше стало точек, где торгуют бахчевыми культурами, - меньше и нарушений…
Если верить продавцам, год назад в Магнитке покупали арбузов примерно в два раза больше, чем сейчас. Соответственно, снизилось и потребление фруктов - второй индикатор того, в каких тяжелых экономических условиях выживают рядовые горожане.
Картинка с натуры. Бабулька подходит к бахчевому развалу, интересуется ценой и - охает:
- Лучше я на эти деньги молока куплю…
На основные продукты питания - хлеб, картофель, молоко, мясо и рыбу - магнитогорцы денег пока не жалеют, чем, кстати, провоцируют рост цен (словно в противовес другим странам в России по-прежнему растет стоимость потребительской корзины, причем даже в валютном исчислении). Но на остальных составляющих "корзинки" предпочитают экономить.
До кризиса десятую часть расходов на продукты в семейных бюджетах магнитогорцев составляли затраты на приобретение овощей и фруктов. Причем фрукты, как и во всей России, занимали важное место в повседневном продуктовом наборе и лидировали среди способов перекусить в домашней обстановке, опережая шоколад, йогурт, кефир, творог и даже бутерброды с пирожками. Теперь привозные яблоки, бананы и апельсины превратились если не в роскошь, то в продукт достаточно дорогой и потому не частый на столе горожан.
Импортные фрукты мы предпочитаем не из-за отсутствия патриотизма. Просто отечественные яблоки, сливы, ягоды, персики хранить наш производитель пока не научился, следовательно, он не может обеспечить торговле ни круглогодичную поставку, ни, как это ни странно, конкурентную цену. Когда помидоры или огурцы, выращенные в Челябинской области, на магнитогорском рынке стоят дороже привезенных из-за тридевяти земель бананов, покупатель волей-неволей обращает взор на импортный товар.
Весь импорт фруктов в России можно разделить на два потока: европейский и азиатский. Первый проходит в основном через северо-западные порты страны. Треть импортируемых из Южной Африки, Нидерландов и Испании фруктов, например, идет транзитом через Санкт-Петербург. Второй поток - азиатский - пролегает через порты Дальнего Востока. Компании этого региона ведут активную закупку в соседних странах - преимущественно в Китае и Южной Корее. Причем на европейский рынок России фрукты азиатского происхождения попадают редко. В восточную часть страны, напротив, почти не доходит западная продукция. В Магнитогорске, находящемся на самом "водоразделе" фруктовых потоков - на границе Европы и Азии, можно увидеть все разнообразие импорта. Плюс - регулярные поставки из близлежащих среднеазиатских стран - бывших республик Советского Союза, представители которых фактически правят бал на городских уличных рынках. Формат магазинной торговли фруктами в городе приживается слабо, хотя надо признать: доля его в последние годы, благодаря развитию торговых сетей, растет.
"Народным фруктом", наряду с яблоками и апельсинами, в последние годы стал экзотический когда-то для России банан. На магнитогорских рынках розничная цена за килограмм этого продукта больше десяти лет держалась на одном уровне - примерно один доллар. Если американец рос по отношению к рублю, банан дорожал, если падал - дешевел, но уровень в одну у.е. соблюдал практически беспрекословно. Однако в первом квартале нынешнего года то ли из-за девальвации рубля, то ли из-за неведомых рядовому потребителю экономических воззрений отечественных импортеров, то ли просто из-за жадности местных торговцев, банан в Магнитке подорожал так, что перестал пользоваться спросом. Даже в мае его цена превышала 50 рублей за килограмм - более полутора долларов. Лишь летом торговцы смекнули, что переборщили. Поставка бананов происходит круглодично с периодичностью раз в неделю, причем в очень больших объемах. Затоваривание не только грозит убытками, но и рискует уничтожить налаженный бизнес. На поверку, как свидетельствуют эксперты, отечественные импортеры этого продукта оказываются еще и его производителями. В прошлом году, например, четверть всех бананов, проданных российскими компаниями, были выращены на собственных зарубежных плантациях. Схема такова: после сбора урожая бананы грузят на собственные корабли, которые доставляют груз в порты Санкт-Петербурга или Новороссийска, а затем фрукт собственным автотранспортом перевозят в свои же терминалы.
"Банановая экспансия", оказавшаяся на грани выживания, как и следовало ожидать, привела к падению цен. В августе в Магнитогорске этот продукт продавали уже по 30-35 рублей за килограмм, а кое-где - по 25-28 рублей, что даже меньше одного доллара. Пошла вниз и цена на яблоки, персики, сливы, нектарины…
Да, последний летний месяц порадовал магнитогорцев изобилием фруктов на рынках. Но сезонное снижение цен на них оказалось не столь привлекательным. Горожане справедливо полагают, что торговцы могли бы умерить финансовые аппетиты, ведь в условиях кризиса спрос на фрукты упал. Надо признать: в отличие от своих зарубежных коллег наши предприниматели морально не готовы поступиться собственной маржой. Рентабельность бизнеса они поддерживают почти исключительно за счет сворачивания продаж, а снижение цены воспринимают как поражение. "Полосатый" сезон, та самая лакмусовая бумажка, недальновидность действий уличной торговли демонстрирует прямо на глазах: на городских рынках уже продают начавшие портиться арбузы - по бросовым ценам...