Так уж получается, что финал конкурса "Жемчужина" - далеко не единственный пункт маршрута звездных гостей. Народный артист России, известный танцовщик, режиссер и продюсер Андрис Лиепа - не исключение.
С утра - экскурсия по ММК, затем - сразу без перерыва на обед - посещение театра оперы и балета. Словом, день прошел весьма динамично - но обо всем по порядку.
В доменном цехе непривычно холодно - на улице ниже 20 градусов мороза. Надев поверх каски капюшон и вооружившись небольшой фотокамерой Canon, Андрис своей легендарной балетной походкой поднимается в цех. Разумеется, мы лицезреем восторженное наблюдение гостя за тем, как льется расплавленный чугун и летят искры. Разумеется, он много фотографирует сам и просит снять его на фоне клокочущего огня. Но зрелищем дело не заканчивается: Андрис Лиепа вполне подробно расспрашивает работников цеха, как происходит процесс, что за чем следует… Неожиданно, опершись на ограждение, он делает ногой впечатляющий батман - и, будто в оправдание, объясняет:
- Слушайте, балет - это почти то же литье металла: безумно трудоемко, но очень красиво.
После домны стан "5000" - это уже век новейших технологий: на промплощадке чисто, как в лаборатории, - и это немало удивляет танцовщика. Андрис Марисович долго наблюдает за раскаткой очередной металлической "плитки".
- Я в восторге. Мне 49 лет, и я первый раз попал на производство, о чем мечтал с самого детства, - делится он впечатлениями с журналистами. - Литье чугуна - просто какое-то фантастическое действо. Есть тут аналогия с тем, чем я занимаюсь всю свою жизнь: чтобы сделать какое-то движение, артисту балета нужно разогреться, как сейчас разогревается лист металла… Лист раскатывается прямо на глазах так же, как раскатывается линолеум в репетиционном зале. Я, кстати, первым в России использовал красный линолеум - и раскаленный лист металла мне очень напоминает его. Я поговорил с ребятами на домне: двадцать лет в таком горячем производстве - и у тебя уже есть пенсия. Век танцовщика тоже длится двадцать лет, так что и это нас с вами роднит. Я очень много слышал о стане "5000", но побывал на нем впервые, за что очень благодарен руководству комбината. Со своими "Русскими сезонами XXI века" мы много ездим по стране, три раза были в Челябинске, теперь мне очень хочется приехать к вам - показать, как мы льем свой металл, только на сцене.
- Андрис, если помните, в эпоху индустриализации и социалистических свершений модно было показывать на сцене производственников, в частности, сталеваров. Потом это ушло, на первый план вышли совсем другие люди… Но в последнее время все чаще от политиков и деятелей культуры мы слышим о том, что вновь на сцену пора выводить человека труда. У вас нет подобных идей после посещения ММК?
- Я знаю, что французский хореограф Лепаж создавал свою "Жар-птицу" на основе доменного производства: у него на сцене стояли три печи, из которых она и вылетала, - такая ассоциация индустриальная. У нас в стране пока на это никто не решился, а вот современные хореографы во Франции уже начали использовать в своем творчестве промышленность. Я, как творческий человек, открыл для себя сегодня многие вещи. Возможно, что-то придумаем вместе. Тем более что в следующем году у вашего комбината юбилей.
Театр оперы и балета - само существование такового в небольшом промышленном городе Андриса Лиепу очень впечатлило. Хотя он оказался весьма строгим судьей:
- Ваш зрительный зал для балета вообще не годится. И в репетиционном зале необходим линолеум, а не паркет - это нужно обязательно сделать!
Балетная труппа театра ждала высокого гостя с придыханием: в глазах полный восторг, в руках - фото Андриса Лиепы для автографов. Танцовщик и сам удивился:
- Где вы их достали? Даже у меня таких нет!
Он зашел в зал во время репетиции. Зашел очень робко, долго стоял в сторонке и наблюдал за отработкой сольного номера Натальи Лихобабиной. Потом активно включился в процесс:
- Отлично танцуешь, молодец. Но есть несколько мелких ошибок, давай сразу их исправим.
И начал ставить ей позу, показывать какие-то движения, упражнения… Причем, делал это не "для галочки", а очень заинтересованно, долго и скрупулезно. Наконец, отправился в зал, где его ждали журналисты "Магнитогорского металла" и телекомпании "ТВ-ИН".