Накануне осеннего призыва, стартовавшего 1 октября, замначальника Генштаба, начальник главного организационно-мобилизационного управления Василий Смирнов на пресс-конференции огорошил журналистов сообщением, которое в последующие сутки стало сенсационным. "Порядка 10-12 тысяч граждан, имевших судимость, будут призваны в ходе осенней призывной кампании в Вооруженные Силы", - заявил генерал-полковник.
И - спровоцировал бурю негодований. На сайтах остроумный народ, утрировав генеральскую мысль, отправил бандитов - в спецназ, токсикоманов - в химзащиту, угонщиков - в автобат, воров - в финчасть, а командиров частей предложил короновать на сходняке. Масло в огонь подлило его же заявление, что ничего предосудительного он, генерал-полковник, в призыве бывших осужденных не видит: "Я бы не осуждал это, а дал таким людям возможность исправиться путем исполнения своего конституционного долга. В семье не без урода. И это относится не только к армии".
Видно, плохи дела в Вооруженных Силах России, если без молодцов, прошедших зоновские университеты, не обойтись. На сайтах и информагентствах развернулись нешуточные словесные баталии: призывать или не призывать? Парламентарии практику призыва таких людей в армию в целом признали нормальной. Они считают: иное решение нарушит конституционные права граждан и "поощрит" уклонистов. Хотя с поощрением не совсем понятно: неужто год солдатской службы страшнее, чем уголовное преследование?
Первый заместитель Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев против такого призыва: "Армия должна быть образцовой, а с таким контингентом она вряд ли дотянет до необходимого уровня, - заявил сенатор. - Кроме того, люди с уголовным прошлым будут оказывать отрицательное влияние на приличных парней, разлагать домашних мальчишек, что только накалит обстановку в частях и прибавит сложностей командирам". Политик не исключает, что "из-за боязни встретиться с бывшими уголовниками некоторые призывники начнут изыскивать средства ухода от армии".
Генерал-лейтенант запаса, сенатор Николай Чуркин не видит зла в том, что оступившиеся будут служить с обычными призывниками "Хотя все будет зависеть от дисциплины в воинской части и от позиции командира", - заключает он. Ничего не имеет против призыва на срочную службу ранее судимых граждан первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, член фракции "Единая Россия" Михаил Гришанков: "Я глубоко убежден: этим людям нельзя запрещать отдавать воинский долг Родине. Причем не стоит формировать из ранее осужденных какие-то отдельные батальоны или части. Если такие люди объединятся, они вполне могут начать мыслить по-иному. Поэтому они должны находиться в нормальной среде. Кроме того, они вряд ли будут гордиться тем, что были ранее осуждены".
Чем вызвана необходимость призывать в армию людей, имевших проблемы с законом? Нехваткой призывников. И эта беда со временем лишь усугубится. Трудности, напрямую связанные с демографией, будут преследовать и общество, и армию вплоть до 2015 года. На призывные пункты этой осенью придут юноши 1992 года рождения - дети послеперестроечного поколения - времени резкого падения рождаемости.
Но военным начальникам демография не указ. В эту осеннюю кампанию, которая продлится до 31 декабря, под ружье должны встать 271 тысяча молодых людей, что на 11 процентов меньше, чем весной, но в три раза больше, чем год назад. Ситуацию с призывом, по мнению экспертов, усугубляют годичный срок службы, введение альтернативной службы и тот факт, что призывников не посылают в Чечню.
Кроме прочего, растет число уклонистов. По словам генерала Василия Смирнова, на данный момент более 10 тысяч призывников скрываются за рубежом. "Если весной прошлого года уклонились 5849 человек, то нынешней их стало уже 8195", - подытожил замначальника Генштаба.
Вот, оказывается, где собака зарыта: не достает нынче молодого законопослушного народа, потому генералы и обратили взор на проблемных парней. Да еще и законом посмели прикрыться, о котором в пылу полемики никто и слышать не хотел.
Что уж там случилось в Генштабе в течение суток, можно только гадать, но дискуссия, не успев разгореться, прекратилась не менее сенсационным сообщением. 1 октября Интерфакс со ссылкой на слова все того же генерала Василия Смирнова передал: "В российскую армию не будут призываться граждане, имеющие снятую или погашенную судимость. Это решение принято в связи с возможностью проведения более качественного отбора граждан на военную службу". С похвальным рвением штабные генералы реагируют на общественное мнение - за сутки изыскали возможность "качественного отбора", покрыв призывной дефицит в 10-12 тысяч человек! Теперь душа спокойна - домашние мальчики из армии не разбегутся.
Но сколь ни высока должность генерал-полковника Василия Смирнова, а решать вопросы призыва не в его компетенции. Заявление замначальника Генштаба не может отменить закон, согласно которому на военную службу обязаны призывать бывших осужденных. Откроем федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе". Третий пункт статьи 23 "Освобождение от призыва на воинскую службу" содержит перечень граждан, которые не подлежат призыву: отбывающие наказание в виде обязательных и исправительных работ, к кому применено ограничение свободы, арест или лишение свободы; граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение преступлений; в отношении которых ведутся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело, переданное в суд.
Из положений закона следует: если судимость погашена или снята - под ружье. Эта норма существует в законе с 1998 года. Но раньше отчего-то ажиотажа не было. Гвалт поднялся потому, что генерал имел неосторожность процитировать закон и практику призыва, которая применяется военкоматами более 10 лет.
В июле генерал Смирнов сделал более смелое заявление, сказав, что "в ходе весеннего призыва в ВС РФ было призвано порядка 21 тысячи граждан, имеющих судимость". Но почему-то июльские тезисы не вызвали столь бурного общественного резонанса. Может, вникнуть в суть сказанного им помешал каникулярный синдром? "Молодых людей, имеющих погашенную и снятую судимость, мы призывали и в прошлом году, и десять лет назад, - говорит военный комиссар Ленинского и Правобережного районов Магнитогорска полковник Сергей Горзунов. - Не надо из них делать изгоев и отказывать в праве отдать гражданский долг. Преступления, за которые они получили срок - нетяжкие, наказание - условное. Те, кто отбыл реальный срок за тяжкие преступления, не подлежат призыву. Весной из 800 призывников таких оступившихся было около 10 человек. В осенний призыв из 700 человек их наберется не более 15. Службу они проходят в железнодорожных или сухопутных войсках. В спецназ их не отправят".