Испытания по моделированию работы машины "БелАЗ" на газодизельном топливе начались в 2016 году. Эксперимент дал хорошие результаты, которые позволяют надеяться в перспективе выйти на уровень замещения дизельного топлива газом до сорока и более процентов.
Самым важным итогом, по мнению специалистов предприятия, станет снижение негативного воздействия на окружающую среду.
На основании результатов тестовых испытаний было заключено долгосрочное соглашение между ПАО "ММК", ПАО "НОВАТЭК", ООО "Гиг Инжиниринг" и ООО "Автотранспортное управление", обществом Группы ПАО "ММК", на разработку оборудования и согласование в различных технических инстанциях эксплуатации техники на газодизельном топливе.
- На сегодня пробный автомобиль "БелАЗ" переобрудован, проводятся согласования по заправочной станции и обучение персонала работе с газовым оборудованием, - рассказал исполняющий обязанности директора ООО "Автотранспортное управление" Александр Крупнов. - А вообще "газовую" тему на предприятии начали разрабатывать около полутора лет назад. Сначала на газ был переведён парк легковых автомобилей, работающих на междугородних перевозках. Затем пришла очередь "ГАЗелей": закупили новые машины, уже оснащённые газовым оборудованием.
"БелАЗы" планируется заправлять сжиженным метаном, который будет поставляться в цистернах, криокамерах при температуре минус 160 градусов. Из-за гораздо меньшего объёма сжиженный метан не требует оснащения автомобиля большим количеством баллонов.
Использование смешанного топлива на карьерных самосвалах - это инновация, эксперимент. Суть процесса в том, что в зависимости от оборотов двигателя происходит пропорциональное замещение одного вида топлива другим. Режимы работы меняет электроника, выбирая более оптимальные для определённых условий. К тому же, в отличие от пропана и бутана, сжиженный метан - газ природный, он экологически гораздо чище.
Технология, которая проходит опробирование в автопарке ПАО "ММК", совершенно новая для России. Специалисты - как транспортники, так и представители ресурсоснабжающей организации, уверены в экологической пользе проекта, а также надеются на положительный экономический эффект.
"БелАЗы" - машины большой грузоподъёмности, надёжные, отлично справляющиеся с поставленными задачами в любых условиях, обладающие высокой производительностью. Идея перевода их на газодизельное топливо принадлежала специалистам газоперерабатывающей компании и была поддержана металлургами. Проект созвучен инициативам президента Владимира Путина, неоднократно подчёркивающего на различных отраслевых форумах необходимость перехода на безвредные и экономически выгодные технологии на транспорте, замену традиционных видов топлива на экологически чистые.
Проблемой перевода транспорта, особенно общественного, на экологически безвредное топливо федеральные власти озаботились ещё четыре года назад. С тех пор во многих крупных городах изменили топливную систему автобусов малой и средней вместимости.
Практика показала, что газ перспективен с точки зрения эксплуатационных затрат, но более требователен в плане обслуживания. Перевозчики признаются, что охотнее переходили бы на такой вид транспорта при создании соответствующей инфраструктуры.
Если с этой позиции рассматривать инициативу внедрения газо-дизельного топлива в ООО "Автотранспортное управление", то логично, что работа идёт в связке с газовой компанией, готовой обеспечить необходимые условия эксплуатации.
Тема внедрения экологически чистого топлива на транспорте звучала на прошлой неделе в Челябинске на научно-практической конференции "Управление устойчивым социо-эколого-экономическим развитием регионов России". Ведущие учёные-экологи утверждают, что крупные производства, где существует жёсткий экологический контроль, в последние годы немало делают для внедрения природосберегающих технологий. И Магнитогорский металлургический комбинат тому достойный пример.
Негативное воздействие на окружающую среду оказывают и мелкие, бытовые загрязнители, например автомобильный транспорт, увеличивающий с каждым годом вредные выбросы. А значит, только внедрение прогрессивных доступных технологий, переход на экологически чистое топливо, подлинная экологическая и социальная ответственность смогут изменить ситуацию в лучшую сторону.