Невероятно, но факт - в прошлом году бензин в России в среднем подорожал всего на 6,5 процента, что ниже официальной инфляции. Магнитогорцы вместе со страной постепенно стали отвыкать от регулярной смены ценников на автозаправочных станциях.
С января по сентябрь и вовсе средняя стоимость основных марок топлива в городе держалась на одном уровне, но счастье автомобилистов длилось недолго. С начала декабря цены начали отвоевывать у населения копейку за копейкой. Завершившийся январь лишь подтвердил неприятную тенденцию к росту.
Чтобы почувствовать цены изнутри и получить наглядное подтверждение, тому, о чем все чаще стали говорить в курилках, мы отправились в мини-рейд по городским АЗС. Под журналистский прицел попали три марки: АИ-92, АИ-95, ДТ. Вывод по итогам вечерней экспресс-экскурсии неутешительный - удовольствие содержать авто становится все дороже.
Первый объект - АЗС "Автолюкс", что под боком нашей редакции. Здесь 92-й бензин предлагают за 22,9 рубля, АИ-95 оценивается в 25 рублей за литр, дизтопливо - в 27 рублей. По идентичным ценникам работают АЗС "БашТЭК" и заправки бренда "Городская". На "УралОйл" картина схожая, разве что АИ-92 продается на десять копеек дороже. А вот дальше разница уже ощутима. АЗС "Salavat": 95-й бензин - 25,3 рубля, 92-й - 23,5, ДТ - 27,3. "Лукойл" предлагает две марки 92-го бензина за 23,25 и 23,65 рубля, АИ-95 здесь стоит 25,45 рубля, ДТ - 26,55. Только ценники на АЗС "Минимакс" не вписываются в общегородской тренд: АИ-92 - 22 рубля, АИ-95 - 24 рубля, дизельное топливо - 26 рублей.
Вот так выглядела карта розничной стоимости бензина в Магнитогорске на утро четверга. А ведь еще два месяца назад в городе были цены совсем другого порядка. К примеру, средняя стоимость АИ-95 равнялась 22 рублям, АИ-92 стоил 20 рублей 50 копеек. То есть рост уже исчисляется не копейками, а рублями. Что послужило причиной такого резкого подорожания и можно ли надеяться на разворот цен вспять?
- Бензин дорожает, и в ближайшее время эта тенденция будет продолжаться, - поделился с нами печальными прогнозами Леонид Соколов, экономист ООО "Минимакс-1", компании, удерживающей самые низкие цены на бензин в городе. - Заправщики здесь бессильны. К примеру, наша компания работает напрямую с нефтеперерабатывающими заводами, без посредников - Ачинск, Самара, Орск, Салават и т. д. Транспортировка осуществляется по железной дороге в экономически обоснованных объемах. То есть объективных возможностей для сокращения издержек у нас нет. Поэтому если заводы поднимают отпускные цены - мы вынуждены также менять ценники.
А заводы, к сожалению, ценовые вожжи отпустили. Но у производителей на то есть вполне объективные причины. С начала года в стране введен дорожный акциз - нефтяников обязали отчислять в бюджет один рубль за каждый произведенный литр топлива. Плюс в среднем на полтора рубля с литра возросли старые акцизы. Очевидно, что оптовики компенсируют расходы за счет заправщиков, которые, в свою очередь, возложили это бремя на автолюбителей.
Еще один фактор, который не может не сказаться на розничных ценах, - стоимость нефти на мировых рынках. Она в последние дни неуклонно растет. Цена за баррель, перешагнув отметку в 100 долларов, уже достигла максимума за два года. Виной тому политический кризис в Египте: страна пусть и не является крупным экспортером, но контролирует Суэцкий канал - основной коридор поставки сырья в Европу.
Сегодня единственный реальный способ обуздать цены на бензин - снизить налоги, которые на 60 процентов формируют конечную стоимость горючего. Но государство на это не пойдет, поскольку под удар придется поставить выполнение социальных обязательств, а это на сегодня важнее интересов автолюбителей. Более того, в следующем году планируется проиндексировать налог на добычу природных ископаемых. Тот самый, что на четверть определяет стоимость литра бензина.
Но это пусть и не столь отдаленная, но перспектива. Пока же остается надеяться, как минимум, на стабилизацию ситуации в Египте и, следовательно, на коррекцию нефтяных цен. Однако даже это не гарантирует затормаживания дальнейшего роста. Нефтяники, по меньшей мере, наверняка сыграют на повышение в преддверии посевной, даже если на то не будет весомых экономических оснований.
Словом, все идет к тому, что бензин будет продолжать дорожать. По мнению Леонида Соколова, в самом скором времени цены доберутся до докризисных значений. Впрочем, отдельные марки уже перешагнули через них. Например, литр 80-го бензина в Магнитке на некоторых заправках стоит 22 рубля - и это рекорд даже для тех времен, когда за баррель нефти давали 150 долларов.
"Безлошадные" магнитогорцы опасаются, что подорожавший бензин скажется на стоимости проезда в общественном транспорте, лишь только поутихнет "маршрутная" война. К слову, таксисты уже отреагировали на рост цен, подняв таксу на передвижение по городу в среднем на 10-20 рублей.
Подорожавшее топливо уже раскручивает маховик инфляции. Только в январе ее значение превысило два процента, не лучше выглядят и прогнозы на февраль. Последствия роста цен на бензин уже в самом ближайшем времени почувствуют на себе все магнитогорцы, вне зависимости от наличия у них транспортных средств.