В июле муниципальное учреждение "Станция скорой помощи Магнитогорска" заключила контракт на поставку бензина "Регуляр-92" объемом 80,5 тысячи литра по цене 26 рублей за литр. Сделка, невыгодная для городского бюджета, весьма устроила поставщика - муниципальное предприятие "Горторг".
Продавец, как и покупатель, - родом из мэрии. Это значит, что чиновники "срубили" процент надбавки на рыночную стоимость бензина, не выходя из рабочего кабинета. Просто подмахнули муниципальный контракт - и автомобили скорой помощи отправились по маршрутам, ставшим намного дороже.
Размещение муниципальных и государственных заказов, как известно, происходит в порядке, предусмотренном федеральным законом № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Закон плохо зарекомендовал себя в том смысле, что в конкурсных условиях госучреждения вынуждены приобретать товары и услуги по низким ценам, часто теряя в качестве. Однако в Магнитогорске проблема низкой стоимости муниципальных контрактов не стоит. Неизвестно, платит ли город так дорого за качество, или щедрость мэрии имеет другие мотивы, но поставщики в накладе не остаются. В середине августа, например, администрация Магнитогорска провернула еще одну "выгодную" котировку, прикупив для нужд той же станции скорой помощи 74 тысячи литров бензина марки 92 по цене 25 рублей за литр. И еще 30 тысяч литров - "восьмидесятого", стоимостью 21,3 рубля за литр. Напомним, средняя розничная стоимость в нашем городе: АИ-92 - 20,5 рубля, АИ-80 - 19 рублей. Это когда вы заправляете автомобиль десятками тысяч литров, не сотнями. Оптовые цены значительно ниже.
Все поставки бензина для нужд городских предприятий проведены через официальные аукционы согласно закону. Их протоколы общедоступны и легко обозримы в Интернете. Так что подивиться богатству и щедрости бюджета нашего города может любой желающий. А вот пробиться к участию в аукционе на поставку бензина в город у "чужаков" вряд ли получится. Мы рассмотрели около десяти протоколов с муниципальных аукционов за последние три месяца. В торгах на поставку горюче-смазочных материалов успешно участвуют лишь три компании - МП "Горторг", ООО "Компания ЭнергоПродукт" и ООО "Л-Карт". За это время ни один лот с аукциона не был отдан другому поставщику. Кроме МУЗ "Станция скорой помощи Магнитогорска" и непосредственно администрации Магнитогорска, услугами названных поставщиков бензина (и только их) активно пользуются МУ "Магнитогорскинвестстрой", МП "Горэлектросеть", МП "Трест "Электротранспорт", МП "Лифт", МУ "Спортивный клуб "Ровесник". Буквально за три-четыре аукциона эти завсегдатаи мэрии ежемесячно получают огромный бюджетный заказ на поставку тысяч литров бензина, выигрывая в среднем по 7-10 лотов.
Нынешним летом принять участие в аукционе на поставку ГСМ для Магнитогорска пытались и другие компании: в протоколах мелькают, например, имена ООО "Ватан", ООО "Экосервис", ООО "ОПТАН-Уфа". Но дальше этапа подачи заявки "чужаки" не продвигаются. В том же сверхвыгодном для МП "Горторг" аукционе, после которого станция скорой помощи получила АИ-92 по 26 рублей за литр, оказывается, не прочь были поучаствовать компании "Агрегат-М" и "СтиЛЛайТ". Возможно, они бы и сбили цену хотя бы до рыночной. Но чиновники этого не допустили. Обе компании выведены из игры, не дойдя до торгов. Возле их имен в протоколе чиновники во главе с начальником управления муниципального заказа мэрии Магнитогорска В. Семеновым оставили свое резюме: "Заявка на участие в аукционе не прошита, отказать в доступе к участию в аукционе". В результате торги признаны несостоявшимися, огромный муниципальный заказ плавно отошел единственному "правильному" и постоянному участнику - МП "Горторг" по максимальной цене контракта, сравнимой со стоимостью бензина на заправках Европы.
Интересно, что компания "Горторг" на самом деле никакого отношения к бензиновому бизнесу не имеет. Еще в девяностых она основана администрацией Магнитогорска как поставщик продуктов питания для города. А горюче-смазочные материалы МП "Горторг" покупает у настоящих поставщиков через те же аукционы. В августе, например, на официальном сайте предприятия объявлен конкурс на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива в объеме более 100 тонн. Уже ясно, куда этот бензин "Горторг" переправит дальше. В муниципальных аукционах он выступает, по сути, как перекупщик, передавая городу цистерны с бензином совсем по другим ценам. Разница, оплаченная горожанами, оседает в чьем-то кармане.
Со стороны может показаться, что в Магнитогорске, Челябинской области и близлежащих районах нет достойных компаний, способных составить конкуренцию названной троице. Но в Интернете "висят" протоколы с аукционов на поставку ГСМ других государственных структур. И в них - имена других поставщиков. Скажем, пока станция скорой помощи оформляла с МП "Горторг" взаимовыгодный контракт на поставку АИ-92 по сумасшедшей цене, местное УВД в те же дни нашло аналогичную марку бензина стоимостью 17 рублей за литр. То есть на девять рублей дешевле. Умножим сумму разницы на 80,5 тысячи литра - более семисот тысяч рублей только за один месяц. И это кругленькая сумма лишь по одному муниципальному учреждению. А сколько таковых в городе? И каков общий навар? В том же управлении здравоохранения администрации могли найти более разумное применение этим деньгам. Скажем, закупить те же кардиостимуляторы...
О других "любимчиках" мэрии - ООО "Компания ЭнергоПродукт" и ООО "Л-Карт" - рассказывать особенно нечего. У первой в Магнитогорске есть автозаправочная станция, а вторая российскому сегменту сети Интернет известна исключительно как участник аукционов, проводимых мэрией Магнитогорска. Других клиентов у компании, похоже, нет. И интереса к другим аукционам она не проявляет.