В "ММ" 22 сентября опубликован материал "Как дорого болеть" о тревожной ситуации в системе оказания платных услуг в муниципальных учреждениях здравоохранения. В ней в частности приводился пример, когда женщина обратилась в женскую консультацию № 2 по улице Горького, 4а.
Здесь ей пришлось заплатить 500 рублей за УЗИ-диагностику. Позже пациентка рассмотрела кассовый чек и обнаружила, что оплатила услуги некоему ООО "Центр семейной медицины". Посчитав это нарушением ее законных прав, гражданка обратилась с заявлением в Объединение защиты прав потребителей (ОЗПП).
Беседуем с его председателем Владимиром Зяблицевым:
- На основании заявления этой женщины и подготовленных нами документов территориальный отдел Роспотребнадзора Челябинской области по Магнитогорску проверил деятельность ООО "Центр семейной медицины". Факты нарушения нормативных актов подтвердились, в отношении директора этого общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 14.8 КоАП. В официальном ответе Роспотребнадзор сообщил: "Все установленные нарушения устранены во время проверки". Но вызывает удивление тот факт, что главный врач МУЗ не понес персональной ответственности.
- Это далеко не единичный случай. Почему есть факты, когда гражданам недоступно получение бесплатной медицинской услуги в рамках территориальной программы гарантированной государством бесплатной медицинской помощи?
- Каждый гражданин имеет право на получение бесплатной первичной медицинской помощи. Оплата этих услуг идет либо через ФОМС, либо в рамках целевых программ. Задача муниципальных учреждений здравоохранения - качественно и в полном объеме оказать эти услуги. Их финансирование идет за счет бюджета. А платные услуги учреждения должны предлагать сверх объема, предусмотренного программами обязательного медицинского страхования.
Тревожит, что в нашем городе наметилась явная тенденция: на базе муниципальных учреждений создают коммерческие организации, оказывающие платные медуслуги. Ситуация плоха тем, что человек, обращаясь, к примеру, за элементарным обследованием в муниципальное медучреждение, странным образом оказывается перенаправленным на получение платной услуги, которую, как он считает, получает в этом же муниципальном учреждении. Оплачивает. А оказывается, что это некое ООО "Центр семейной медицины". Естественно, у потребителя возникает законное желание получить на руки письменный договор - в этом документе прописаны все существенные условия, оговорена ответственность сторон, сроки выполнения, стоимость и так далее. В нашем случае по чеку на 500 рублей невозможно определить - какая услуга оказана? А если возникнут спорные вопросы или нежелательные последствия для здоровья гражданина? И тогда невозможно доказать факт обстоятельств, ставших их причиной. Налицо нарушение правил оказания платных медицинских услуг, установленных правительством России и действующих на территории нашей страны.
- Подобная путаница оборачивается тем, что люди платят коммерсантам за то, что могут получить бесплатно…
- Этот случай разбирали на городском антикоррупционном комитете, в составе которого работал и я. Убежден: сращивание муниципальных учреждений с коммерческими фирмами недопустимо. Считаю, что это паразитическое явление. Да, коммерческие предприятия имеют полное право оказывать платные услуги. Но потребитель должен четко видеть, куда он обращается: в муниципальную клинику или в частный медицинский центр. У нас получается, что пациент в надежде получить услугу заходит в двери муниципального учреждения, а попадает в оборот коммерческого предприятия. Муниципальные учреждения и частные центры обязаны иметь разные кассовые аппараты, внятные информационные стенды, грамотно оформленные прейскуранты и - в обязательном порядке заключать договоры на оказание платных медуслуг. Никакие сращивание, смешивание, завуалированность коммерческих заведений под муниципальные недопустимы. Потребитель, обращаясь за услугой, должен иметь законное право выбора. Если я обращаюсь в муниципальное учреждение за бесплатной первичной медицинской помощью, то ни о какой оплате речи быть не может. Если я иду в частный центр - изучаю прейскурант и, приняв решение, заключаю письменный договор. Здесь главное - принцип добровольности.
- Но ведь муниципальные учреждения также имеют право оказывать платные медицинские услуги.
- Безусловно. Но лишь в том объеме, который не предусмотрен территориальными программами и системой обязательного медицинского страхования. И оказывать эти услуги муниципальные учреждения обязаны не в ущерб пациентам, обратившимся за гарантированной бесплатной медицинской помощью. А в нашем случае деньги, уплаченные пациенткой, пойдут не в муниципальную казну, а "упадут" в кассу ООО. Закономерен вопрос: кому это на руку? Много и других вопросов: для чего созданы коммерческие центры при МУЗ, если руководство управления здравоохранения неоднократно говорило о дефиците свободных площадей в городских поликлиниках и больницах? Почему платные услуги оказывают не сами МУЗы, а коммерческие организации на их базе, которые и собирают плату?
- В чьей компетенции организация процесса предоставления платных медуслуг и обязанности контроля за ним?
- Это обязанность администрации города, а конкретно - начальника управления здравоохранения Сергея Богданова. Администрация города - распорядитель муниципального имущества, контролирующая муниципальные учреждения и предприятия. Если на многочисленные грубейшие нарушения власть закрывает глаза, напрашивается вывод: это ей выгодно. Считаю, что скрещивание и сращивание муниципальных учреждений и коммерческих медицинских центров проводят специально: у любой фирмы есть учредитель, главная цель которого - получение прибыли. И самое неблагоприятное в отношении ООО "Центр семейной медицины": платные услуги в рабочее время оказывают штатные специалисты муниципального учреждения - женской консультации. Это грубое нарушение законодательства.
- Вы входили в состав комиссии, проверявшей работу муниципальных медицинских учреждений в сфере оказания платных медицинских услуг. Каковы итоги?
- Это очень поверхностная проверка: ознакомились с информационными уголками, разрешительными документами, приказами горздрава, оценили чистоту и порядок. Вот, пожалуй, и все. Комиссия не вникала в принципы организации процесса работы с пациентами, не проверяла хозяйственную деятельность. У нее не было информации об объеме площадей и перечня медицинского оборудования, предоставленного муниципалами коммерческим центрам. Не было данных о штатной численности персонала частных медицинских центров, не проводился сравнительный анализ по бухгалтерскому учету, не рассматривался перечень платных медицинских услуг на предмет дублирования гарантированных бесплатных медицинских услуг и так далее. Не определено использование оборудования - сдано оно в аренду или как? Поэтому в справке к результатам работы комиссии есть существенные замечания председателя городского Собрания Александра Морозова. И я полностью с ними согласен. Комиссия под председательством заместителя главы города была, мягко говоря, очень и очень формальной. Да и состав ее - в подавляющем большинстве главврачи муниципальных учреждений здравоохранения и чиновники горадминистрации - не позволял надеяться на серьезную и результативную проверку.
- Прокомментируйте последние инициативы чиновников по изменению городских правил оказания платных медицинских услуг.
- Это одно из последних предложений, которое депутаты Горсобрания отклонили. Правила предоставления платных медицинских услуг безоговорочно обязывают заключать договор с клиентом. Гражданский кодекс предусматривает две его формы: письменную и публичную оферту. Администрация города предложила: оферта наступает после устного согласия пациента на услугу, момента оказания ее и оплаты. То есть: доктор предупредил вас, что за работу придется заплатить, вы устно согласились, заплатили - это и есть публичная оферта. Кроме того, порядок предоставления оферты, по предложению С. Богданова, вправе определять управление здравоохранения. Вот и скажите: кто при таком раскладе будет утруждать себя составлением договора? Доктор заявит: было получено устное согласие пациента. Все. Никаких документов в спорной ситуации у пациента не остается. Подобный подход фактически исключает составление письменного договора. И члены депутатской комиссии, анализируя это предложение, не могли с ним согласиться. Для совершенствования правил предоставления платных медицинских услуг, действующих в Магнитогорске, необходима тщательная проработка ряда моментов. Подобные предложения чиновников, мягко говоря, "сырые".
Мы изучили опыт других городов: заключение договора оферты определяют не врач и не управление здравоохранения, а обстоятельства. Практика в общих чертах такова: если лечение продолжительное, не разовое, пролонгированное - обязателен подробный письменный договор. Кроме того, есть мнение Конституционного суда РФ: медицина - та сфера деятельности, в которой потребитель услуги всегда находится в ущемленном положении по отношению к исполнителю услуги. Это необходимо учитывать, корректируя правила оказания платных медицинских услуг. А у нас пациент пока оказывается в очень и очень ущемленном положении. Один пример из практики ОЗПП: после платного лечения у пациента появилась шишка. Лечение проводили в муниципальном лечебном учреждении. Чтобы определить причину осложнений, создали комиссию. И в ее состав вошли те же самые врачи муниципальной больницы, которые и лечили пациента. Догадайтесь, какое заключение они вынесли? Естественно, появление новообразования никак не связали с лечением…
P. S.
При таком обилии серьезных вопросов к управлению здравоохранения города и главврачам больниц резонно обеспечить независимую встречную проверку муниципальных учреждений здравоохранения. Ведь до сих пор отчет КРУ по результатам проверки МУЗ, выявивший грубейшие нарушения, оберегается чиновниками покруче военной тайны - он до сих пор не представлен депутатам городского Собрания. Независимую проверку предлагаем начать с горбольницы № 2, которая прямо-таки облеплена разнообразными коммерческими медицинскими центрами. А ведь в прошлом году она создавалась с использованием мощного властного ресурса городских властей под флагом решения демографических проблем и создания перинатального центра. В итоге получилось какое-то полукоммерческое заведение…