11 сентября состоится концерт Камерного оркестра Самарской государственной фила рмонии "VOLGA FILARMONIC", художественный руководитель которого - звезда мировой величины, скрипач Дмитрий Коган.
А 13, 14 и 15 сентября на сцене драмы пройдут гастроли челябинского академического театра оперы и балета имени М.И.Глинки. Зрители смогут увидеть балеты "Лебединое озеро" и "Жизель", а также оперу "Князь Игорь". Все три спектакля будут идти в сопровождении симфонического оркестра под управлением главного дирижера и художественного руководителя Челябинского театра оперы и балета, заслуженного артиста России Антона Гришанина.
Дни высокой музыки
Концерт самарцев пройдет в рамках первого международного Фестиваля "Дни Высокой Музыки на Южном Урале", организованного при поддержке губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Область впервые примет международный фестиваль классической музыки. Музыканты "VOLGA FILARMONIC" дадут концерты в трех городах: 8 сентября выступление прославленного коллектива состоится в Челябинске, 9 сентября - в Озерске, и 11 сентября - в Магнитогорске. Как отмечает автор и художественный руководитель фестиваля Дмитрий Коган: "Настоящее, высокое искусство не имеет языка, оно доступно и понятно всем, классическую музыку может слушать и понимать любой человек, главное - этого захотеть". На концерте в Магнитогорске зрители услышат произведения Моцарта, Баха, Боккерини, Пьяццоллы, Монти. Бессмертный балет
"Лебединое озеро" - наиболее часто исполняемый русский балет. Трактовок классического сюжета существует масса, от версии М. Петипа и Л. Иванова до совершенно авангардных западных, где лебедей танцуют мужчины. Задача художника - выбрать творческую доминанту. Спектакль "Лебединое озеро", который поставил москвич Сергей Бобров в Челябинском академическом театре оперы и балета - динамичный, что соответствует темпу современной жизни. По-мнению постановщика балет должен не только демонстрировать технику солистов, но, прежде всего, обладать сильной идеей.
- Мне интересно было сделать новую версию музыки, - говорит Сергей Бобров. - Передать в ней то, что задумал автор. А у композитора балет был с трагическим концом. Именно замысел Чайковского я и восстановил. "Лебединое озеро" - первый русский симфонический балет и первый балет Чайковского, совершивший революцию в русской музыкальной культуре. До этого балетная музыка была весьма схематичного свойства. Чайковский максимально приблизил ее к реальности человеческих переживаний. "Романтическая поэма" стала мощным гимном живому чувству. Зритель же должен воспринять основную мысль спектакля не как историко-культурную условность, а так же ярко, как, скажем, голливудское кино. И "Лебединое озеро" Челябинского театра оперы и балета - тому пример. Сергей Бобров сделал спектакль современным, не прибегая к услугам модерновой эстетики. "Лебединое озеро" - фантастическая легенда-сказка о любви и верности, испытаниях человеческой души, демонических силах, вовлекающих человека в мир потрясений и страстей. Эти вечные темы и великая музыка П.И.Чайковского делают балет бессмертным. Одетту-Одиллию танцует народная артистка РФ Татьяна Предеина. В роли Принца Зигфрида - лауреат международных конкурсов Алексей Сафронов.
Акцент на любви
Эпическое величественное сочинение великого русского композитора А. Бородина с необычайной по красоте музыкой сделало в свое время оперу "Князь Игорь" весьма популярным произведением. В трактовке московского режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств РФ Георгия Исаакяна и заслуженного художника РФ Станислава Фесько из Екатеринбурга патриотизм и тема любви к Родине не являются в спектакле определяющими. Георгий Исаакян ушел от назидательности, которой были наполнены постановки "Князя Игоря" в советское время. Он сделал акцент на любви, подчеркнув мощное лирическое начало сочинения, отчего привычные характеры героев наполнились новым смыслом: Князь Игорь страдает не только от поражения в битве, но и от любви к Яроcлавне. Владимир Игоревич - не мятущийся герой и не предатель, а страстно влюбленный юноша. Даже в характере князя Галицкого зазвучали человеческие нотки. Художник Станислав Фесько продолжил лирическую тему в оформлении спектакля. Необычайно красивы и костюмы артистов. Создавая стилизацию древнерусского костюма, художник не отказывается от богатого убранства платья - жемчуг, бисер, каменья, золотое и серебряное шитье, парча.
Достоинство любой русской оперы, а особенно эпической, - обилие хоровых сцен. В этом отношении мастерство артистов Челябинского театра оперы и балета просто изумительно. Хоровое сцены полны задушевности, и пронзительности, и проникновенности. Спектакль "Князь Игорь" получился величественный и красивый, полный жизни, огня, страсти и любви.
Красота, отраженная в танце
Балет А. Адана "Жизель" впервые поставленный в Челябинске в 1960 году Отаром Дадишкилиани до сих пользуется неизменным успехом и любовью зрителей. Возобновила "Жизель" в редакции Л.Лавровского народная артистка России Галина Борейко, одна из первых исполнительниц главной партии.
"Жизель" - романтический балет, в котором реальный мир первого акта противопоставлен в финале идеальному миру мечты. Однако в том-то и сила воздействия "Жизели", что эти два мира не только контрастны. Ясно подчеркивается и их нерасторжимое единство. Любовь, прошедшая путь от беспечных игр через обман, смерть и безнадежность до возвышенного самопожертвования и осознания своей неодолимой силы - вот основная идея балета.
Одна из труднейших в классическом репертуаре, роль Жизели требует от исполнительницы необычайное разнообразие танцевальных и артистических красок - внешней привлекательности, простодушной увлеченности в первом акте, и неземной высшей духовной красоты в финале. В партии Жизели выступает прима Челябинского балета, народная артистка России Татьяна Предеина. Танец Предеиной совершенен, безупречно красив, полон изысканного изящества. В Жизели Татьяна Предеина демонстрирует безграничность своих возможностей балерины и драматической актрисы. В роли Альберта - лауреат международных конкурсов Алексей Сафоронов. Балет "Жизель" Челябинского академического театра оперы и балета являет собой эталон профессионализма и одухотворенности челябинских танцовщиков.