Попугайчик Гоша что есть сил - из клетки над белой вышитой скатертью - перекрикивает гостей, пытаясь привлечь внимание хозяйки. Но чете Ивановых сегодня не до него: поздравители идут чередой.
Самые близкие держатся в стороне, стараясь не мешать, пока один за другим сменяют друг друга журналистские десанты и официальные лица. У Михаила Ивановича и Валентины Николаевны редкий по нынешним временам праздник: бриллиантовая свадьба - шестидесятилетие совместной жизни.
Познакомились на танцах, год проходили в женихах и невестах, поженились в двадцать два. Жизнь дала огромное счастье - именно так супруги вспоминают рождение сына. О самой большой потере хотели бы не говорить, но на расспросы - приходится: на двенадцать лет пережили сына. В утешение есть внук и внучка, правнуки и множество родни со сложными, а для многих горожан и вовсе незнакомыми определениями вроде "правнучатой племянницы". Их ждут к вечеру, так что Гоше сегодня допоздна не привлечь внимание хозяйки.
Среди поздравителей и дарителей - депутат городского Собрания по округу, где живут Ивановы, Владимир Дремов:
- Шестьдесят лет рука об руку: вы пример для подражания.
Глава Правобережного района Надежда Ефремова расспрашивает:
- У вас ухоженно. Наверное, внуки помогают следить за порядком в квартире?
- Пока не требуется: справляемся сами, - улыбаются супруги.
Иного и ждать нельзя: у обоих деревенское детство, большой трудовой стаж. Михаил Иванович от ремесленного до пенсии слесарил в первом комбинатском "листе". Теперь ветераны встречаются нечасто, но раз в год бывают в цехе. Большая радость видеть давних друзей - оператора Анатолия Жестовского, сварщиков нагревательных печей Сергея Егорова и Александра Бутымова. В цехе мастерство Михаила Ивановича ценили: окончил вечернюю - поставили бригадиром, даже в армию не отпустили - дали бронь. И это при том, что он не только коммунистом - даже октябренком не был. На производстве, основанном на немецком оборудовании, приходилось до многого доходить своим умом - что же удивляться, что после такой школы Михаил Иванович в дефицитное советское время ни разу не дал забарахлить своей "копейке": тридцать три года проездил без поломок. Да еще как активно ездил: все берега Урала и Белой с семьей обследовал. Только три года назад продал машину - и то скорее потому, что окончился срок действия водительских прав, и хотелось избавить себя от лишних "коридоров".
А Валентина Николаевна сначала трудилась сбивщиком тары на "метизке", потом перешла санитаркой в третью детскую.
- Она такая внимательная к детям, - рассказывает за нее муж. - Однажды первая почувствовала по запаху ацетона в детском дыхании, что с ним неладно. Сказала врачу, обследовали - вовремя нашли у ребенка диабет.
- И первая балалаечница на деревне, - подсказывает родня.
- Да, да, - улыбается Михаил Иванович. - Самоучка. Племянника в армию провожали - ее наперебой просили: еще сыграй. Помню, "Сербиянку" тогда играла. А плясунья какая! А как они с моей мамой дуэтом пели!
- "Скакал казак через долину..." - наша любимая, - подсказывает кто-то из старших родственниц. - Просто за душу берет…
На пенсии Ивановы на много лет переселились в село. Не как дачники, а по-настоящему, по-деревенски: скотину держали, огород вели. В город вернулись, когда совсем уж сил не стало. Да и тут заботу себе нашли: взяли к себе Гошу, как это обычно бывает в семьях - младшее поколение обзаводится живностью, а потом за нехваткой времени передает старикам. Гоша больше любит разговаривать с "мамой": у нее голос певучий.
Михаил Иванович женой не нахвалится: очень уж вкусно готовит. Блюда перечисляет самые привычные - пельмени да борщи, разве что ее деревенская "затирюха" нынче совсем уж экзотика. Но вкусно - не когда необычно, а когда по-домашнему. А Михаил Иванович сам любую работу в доме выполнит - хоть стирку с готовкой, хоть обои клеить, вторит Валентина Николаевна. И отходчивый. Даже в бригаде никогда не ругался: что надо - объяснит без окрика.
- Так муж у вас совсем без недостатков?
Она скорее удивляется вопросу, чем размышляет над ним.
- Совсем.
Счастливое качество - замечать друг у друга лучшее. Недаром шестидесятилетию свадьбы присваивают такой высокий разряд - "бриллиантовая". А живут Ивановы как все. И утро назавтра после праздника встретят как обычно: гимнастикой и чаем. Но первым делом посмотрят друг другу в глаза: любовь начинается с этого.