Глава города Сергей Бердников не раз отмечал, что беспорядочная расклейка объявлений в не предназначенных для этого местах уродует облик города и что заказчики подобных «пиар-кампаний» должны нести ответственность вместе с гражданами, непосредственно размещающими рекламные листовки на столбах, фасадах домов, заборах.
В своё время в стремлении соблюсти эстетику городского пространства власти избавили фасады магазинов от ярких кричащих вывесок, убедив предпринимателей соорудить новые, соответствующие архитектурной застройке. Не менее принципиальной стала работа по наведению порядка в сфере наружной рекламы. Волевым решением Магнитку избавили от бумажной «напасти». При этом «двигатель торговли» обижать не стали – установили на центральных перекрёстках тумбы и информационные щиты для афиш и рекламных объявлений. И горожане даже привыкли к чистоте и порядку. Но несколько лет назад «расклейщики» снова заметно активизировались. И борьба с ними вышла на новый уровень. Казалось бы, можно раздражённо дёрнуть плечом: «Что – более важных проблем нет?» Но легко говорить так, живя в чистом городе, и лишь изредка встречать яркие объявления, вновь наклеенные после очередного рейда по очистке фасадов и столбов. А вот если всё пространство вокруг заполонить наклейками, как это было ещё с десяток лет назад? Неаккуратно, неэстетично, придаёт неряшливый вид, портящий впечатление о Магнитогорске в целом…
Впрочем, как выяснилось, проблема куда глубже эстетики.
– Мы проводим рейды, выявляем места, увешанные наклейками, оповещаем управляющие компании – если оклеен входящий в их ведение жилой фонд, или собственников зданий, если помещение принадлежит или арендуется ими, – говорит главный специалист отдела по развитию ТОС и работе с населением администрации Ленинского района Ксения Успенская. – В течение нескольких дней те обязаны исправить оплошность: объявления содрать, следы от клея ликвидировать, при необходимости – восстановить часть фасада. Это не только неприятно, но и дорого – материалы, техника, работники…
– Дело даже не в дополнительных расходах: людей приходится отвлекать от их непосредственных обязанностей, и не только дворников, маляров, но и инженеров, которые в этот момент должны решать более насущные проблемы, – говорит начальник жилищно-коммунального отдела управляющей компании «Домоуправ-М» Сергей Шиндер. – Никто не спорит: реклама нужна, для неё у каждого подъезда поставили информационный щит – только фасады и двери не оклеивайте. Но всё равно умудряются испортить.
Словно в доказательство – боковой фасад дома № 31, что на Зелёном Логе: в десятке метров от информационного щита стена дома на уровне роста человека уже несколько раз окрашена, и поверх свежего слоя краски снова висит с десяток объявлений. А значит, снова сдирать, восстанавливать фасад и отправлять отчёты о проделанной работе районной администрации – таковы правила.
– Водосточные трубы, подъездные двери – объявлений каждый день появляется сотни, и всё снимаем своими руками, – рассказывает техник домоуправления УК «Логист», что в Ленинском районе, Оксана Волкова. – Обливаем наклейки водой, даём время отмокнуть и сдираем вручную. Пара фасадов – и знаете, как руки ломит? А наклейки везде – буквально: вот идёт человек – и лепит на всё, что есть в проходных местах города.
Вне жилых кварталов за «свободу» города от расклеек отвечают Магнитогорскинвестстрой (МИС), Маггортранс и Горэлектросеть, каждый за свою инфраструктуру – остановочные комплексы, трамвайные вагоны, дорожные знаки, светофоры, столбы электропередач… Ситуация та же: дополнительных средств, людей и техники на борьбу с рекламными расклейками нет, а затраты значительны – десятки тысяч рублей в месяц.
– Каждую ночь в городе собирают мусор, чистят дороги и освобождают урны, работают две выездных бригады – десять человек, – рассказывает директор ООО «МИС» Сергей Абрамов. – За ночь обычно удаётся обслужить весь город, если не отвлекаться на дополнительные задачи. А работники вынуждены останавливаться у каждой остановки, фонарного столба – и очищать их от объявлений, следов клея, скотча… Дополнительная нагрузка колоссальная! И в последний год мы включились в борьбу с несанкционированной рекламой.
Теоретически метод воздействия на нарушителей есть: согласно ст. 3 ч. 5 закона Челябинской области «Об административных нарушениях» размещение объявлений в неустановленных местах влечёт штраф: на физических лиц – от одной до пяти тысяч рублей, должностных – от пяти до 50, юридических – от 50 до 100 тысяч. На практике же наказание, и без того не самое суровое, претворить почти невозможно: расклейка происходит, в основном, в безлюдное время, да и протокол может составить только представитель правоохранительных органов, у расклейщика при себе должны быть документы, а их, как вы догадываетесь, у него нет. И вот здесь начинается самое интересное.
– Более 80 процентов расклейки по городу – предложения помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию: наркоманам, алкоголикам, вернувшимся из мест лишения свободы и потерявшим жильё, – рассказывает начальник отдела экономической безопасности ООО «МИС» Демьян Мамонтов. – Остальное – ярмарки мёда, рыбы с Камчатки, выставки шуб и прочие «куплю волосы». Разумеется, прежде всего, звоним по телефонам, указанным в объявлениях. Если представляемся честно, в ответ звонок сбрасывают и вносят номер в чёрный список. Приходится «заходить» с легендой – якобы нуждаюсь в помощи. Приглашают по адресу, но попасть туда самому не удастся – тебя по звонку встречают на входе. Таких адресов в городе несколько, почти все они «засветились» в городских пабликах: люди жалуются, что живут там странные люди, шумят, часто дерутся…
В итоге, за «благотворительными организациями» скрываются рекрутинговые агентства: собирая потерянных в жизни людей, в основном мужчин до 55 лет, они селят их в специально приобретённые квартиры, кормят, лишая наркотиков и алкоголя, а затем, исследовав физическое состояние, привлекают к работам: кто послабее – клеят листовки, привлекая всё новых обездоленных, кто крепче – работают по всей стране на низкоквалифицированных направлениях – грузчиками, упаковщиками и так далее. И вроде бы все довольны: работодатель имеет дешёвую рабочую силу, расплачиваясь за проделанную работу с подрядчиками – теми самыми «благотворителями». Подрядчики, обеспечив своим подопечным койко-место, кормёжку и выдав немного наличных, весомую часть заработка кладут себе в карман и отдают основателям сетей, а они распространены по всей стране. Наверное, рады и работники: всё-таки, пусть и бесправным, но лучше быть сытым и в тепле, чем вновь оказаться на улице… Но возникает вопрос: а законно ли действует «благотворительная организация»? И, если уж она действительно такая добрая и хорошая, зачем ей нужна столь агрессивная рекламная кампания, с которой борется вся страна? Но всё это – лишь предположения, окончательную оценку действиям даст полиция. А МИС, Горэлектросеть и Маггортранс в данной ситуации интересует борьба со «своими» нарушителями.
И, кажется, их безнаказанности может прийти конец: в Магнитогорске начались суды с подобными компаниями. Правда, бороться приходится с физическими лицами, поскольку связать человека и структуру очень сложно, ведь «благотворители» знают все лазейки, а потому даже телефон, указанный в объявлении, чаще всего оформлен на своих же «клиентов». А значит, штраф будет до смешного мал. Но предприятия выставили и счета на возмещение затрат, понесённых в борьбе с несанкционированной расклейкой. И, если прецедент будет создан, эта сумма станет весомым аргументом в будущем противостоянии.
И всё же главным фактором порядка в городе в конечном итоге становится совесть самих горожан.
– Понятно, что объявления последнего времени – от иногородних предпринимателей, которым до Магнитогорска дела нет, – говорит главный специалист отдела по развитию ТОС и работе с населением администрации Орджоникидзевского района Наталья Скуридина. – Но ведь те, кто расклеивает, живут здесь.