12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР абсолютным большинством проголосовал за принятие Декларации о государственном суверенитете России, а спустя ровно год, 12 июня 1991 года, жители нашей страны впервые общенародным голосованием избрали главу государства.
Несмотря на столь важные поводы, отношение к этому празднику неоднозначное. Названный не так давно Днем России, он остается одним из самых парадоксальных праздников и в настоящее время, и во всей российской истории.
Многие воспринимают дату принятия Декларации о суверенитете как годовщину одного из трагических событий, ускоривших процесс распада СССР. Другие видят позитивную функцию этого документа в том, что Россия после долгого периода наконец-то оформила свою государственность. При этом российские власти смогли зафиксировать свою легитимность и всего на один шаг опередить союзное руководство, намеревающееся в борьбе с "либералами" использовать амбиции и центробежные устремления автономных республик в составе РФ.
Подобные разнонаправленные оценки недавних событий определенно не будут меняться в ближайшее время. Как и многие современные праздники, День России приживается медленно и воспринимается большинством граждан скорее как дополнительный выходной. Может быть, в ближайшие годы не стоит переполнять его новыми смыслами. Пусть уж лучше приживается медленно, но верно. Ведь знаковые для любой политической культуры атрибуты - государственная символика и связанные с ней праздничные дни - являются важнейшими элементами сплочения нации. Лишние точки напряжения и искусственные дополнения здесь не нужны.
То, что в этот же день 20 лет назад был избран первый президент Российской Федерации Б. Ельцин, имеет, может быть, не меньшую политическую нагрузку. Это были первые общенародные выборы главы государства за всю тысячелетнюю историю России, которой до этого правили только монархи и генеральные секретари коммунистической партии. Кстати, выборы эти стали прямым следствием провозглашенного годом ранее суверенитета.