– Александр Леонидович, только что в области и Магнитогорске прошли выборы. В пяти округах на выборах в Законодательное собрание и двух округах на дополнительных выборах в городское Собрание победили представители «Единой России». Есть ли у вас лично эйфория от таких результатов?
– Говорить о победе или эйфории в связи с итогами выборов не совсем уместно. Деятельность городского отделения «Единой России» не связана с решением глобальных вопросов, таких, например, как вступление России в ВТО или урегулирование отношений с другими странами. Мы, конечно, являемся проводниками партийной линии, но наши задачи намного приземленнее. Главная – обеспечить достойные условия жизни в Магнитогорске. Естественно, это забота не только «Единой России», но и руководителей комбината, города, депутатов городского Собрания. И речи нет о том, что кандидаты от «Единой России» – семи пядей во лбу. Нам не было особой нужды «накачивать мышцы», увеличивать количество «единороссов» – городское Собрание вполне работоспособно. Мы ставим задачу, чтоб депутатами становились люди, которые реально работают, а не популисты, времена которых прошли.
– «Единая Россия» регулярно побеждает на всех выборах, что налагает на партию особую ответственность: в случае возможных неудач пенять не на кого. Так есть ли смысл побеждать всегда и везде? Может, лучше разделить ответственность с другими политическими силами – коммунистами, ЛДПР или «Яблоком»?
– Да партийная принадлежность – не главное… Просто в нынешней ситуации необходимо единение сил на базе ведущей партии. Согласитесь, что демократия в России все еще не вышла из детского возраста. Что касается ответственности… За те решения, которые принимает городское Собрание, мне не стыдно. Они не идут вразрез с интересами жителей Магнитогорска.
– В декабре прошлого года «Единая Россия» ставила задачу создать в ЗСО самую крупную фракцию. Эта задача выполнена: в областном парламенте не наберется и десятка оппозиционеров. У наших соседей в Свердловской области по итогам последних выборов расклад иной: 41 процент голосов у «ЕР» и 38 процентов – у оппозиционных партий. Какая модель вам по душе и какой парламент более работоспособен?
– Не задумывались, почему раньше по телевидению было мало юмористических передач, а сейчас мы наблюдаем засилье юмористов? Такой уж у нас был парламент – артисты отдыхали. Приходили мы утром на работу и делились впечатлениями о том, кто вчера в Думе в очередной раз сострил. Шума было много, а дела мало. То же самое раньше происходило и у нас в городском Собрании. Сейчас на заседаниях пустых дискуссий нет. Со стороны наша работа выглядит не очень зрелищно, зато есть результат. А спорим, поверьте, очень много на заседаниях комиссий, где готовим итоговые документы. Знаю, что по такому же принципу работает и Законодательное собрание нашей области, где большинство мест принадлежит «Единой России». Я не против оппозиции, лишь бы ее представители шли в парламент работать, а не превращать заседания в говорильню и балаган, как это часто бывает.
– На последних выборах в ЗСО в Миассе и Златоусте мы видели, как выдвигались несколько кандидатов от «Единой России», что даже вылилось во внутрипартийные конфликты. Ту же картину наблюдали и в третьем округе Магнитогорска. Теперь, когда все позади и результат достигнут, можете объяснить, что за странная тактика?
– А нет ничего странного. Мы просто предоставили возможность молодым ребятам набраться опыта во время кампании. Эти выборы для них наверняка не последние. Считайте, что «Единая Россия» проверила в «боевых» условиях кадровый резерв.
– Прошедшая кампания была – не соскучишься: обилие кандидатов и взаимных жалоб, мелкие потасовки и листопад из листовок, которыми засорили городские улицы. Есть категория избирателей, которым хлеба не надо – скандал подавай. Лично вам по душе кампания спокойная и предсказуемая, но с малой явкой, как в 26-м округе, или скандальная, непредсказуемая, но популярная, как в 3-м?
– Мне понравилось, как проходила кампания в 26-м округе, где все было спокойно и не использовались грязные технологии. В 3-м округе, наоборот, испохабили все улицы, и неизвестно теперь, когда эта территория будет очищена от листовок. То, что водка в воскресенье текла там рекой, – не секрет. То, что в округе устраивали потасовки, не делает чести тем, кто с кулаками вел разъяснительную работу.
– На недавней пресс-конференции вы говорили о том, что кандидатов за загрязнение улиц надо жестко наказывать. Ясно, что законных норм для этого нет. Считаете ли вы, что городское Собрание, администрация и глава города должны принять соответствующие нормативные акты?
– Мы уже разговаривали по этому поводу с главой. У нас ведь не только предвыборные листовки расклеивают где попало. Приезжает новая цирковая программа или очередная поп-звезда – завешаны рекламой все столбы и заборы, но ответственности за это никто не несет. На ближайших заседаниях городское Собрание поставит этот вопрос.
– Один из лидеров «ЕР» Вячеслав Володин заявил недавно, что партия готова навести порядок на рынках. Как вы лично смотрите на реализацию этой директивы в Магнитогорске?
– В этом вопросе я не совсем согласен с партийным руководством. Не об этой проблеме, навеянной обострением российско-грузинских отношений, надо говорить. С наведением порядка мы чуть не наломали дров, начав преследовать людей по национальному признаку. Меня, как руководителя, отвечающего за кадровую политику на комбинате, больше волнует проблема безработицы и в то же время – нехватки рабочей силы. Ситуация такова, что мы не можем обойтись без привлечения приезжей рабочей силы. Вопрос этот очень сложный, и я противник того, чтоб махать шашкой. Труд людей, торгующих на рынке, не такой легкий, как кажется.
– Через год мы опробуем новую систему избрания депутатов Госдумы – только по партийным спискам. Усложнит ли она ведение агитационной работы? Легче представить избирателям кандидата-одиночку или список, где в качестве «локомотива» всем известное лицо?
– Голосование по партийным спискам хорошо тем, что позволило Магнитке увеличить количество депутатов, отстаивающих ее интересы. Проголосовали мы дружно за «Единую Россию» – получили восемь представителей в Законодательном собрании. По старой системе имели бы всего четыре. В Госдуму, при удачном раскладе, сможем выбрать до трех депутатов, хотя вести агитацию при новых правилах будет сложнее. Избиратели привыкли голосовать за личность, судить о кандидате не по программе, а по тому, например, как он выглядит.
– В городской партийной организации сейчас около тысячи членов. Насколько она должна быть массовой и к каким показателям вы стремитесь?
– Партия ставит задачу, чтоб количество членов партии составляло процент от числа избирателей. В Магнитогорске – это три тысячи. К установленному показателю мы стремимся, но никуда не спешим и абы кого не принимаем. Карьеристы нам не нужны.
– Вопрос по национальным проектам. Благодаря содействию «ЕР» в Магнитке появится ФОК, недавно о накопленном нами опыте положительно отозвался первый вице-премьер Дмитрий Медведев, на Госсовете о достижениях Магнитки доложили президенту. Выходит, все светло и прекрасно?
– Проблем очень много, и на их решение уйдет не один год. Мы в Магнитогорске занимались образованием, медициной, жильем до того, как в стране заговорили о национальных проектах. Стараемся брать все хорошее из прошлого и настоящего.
– Александр Леонидович, вы много занимаетесь молодежными делами: курируете экстремальные виды спорта, вас можно видеть в обществе байкеров… Это реализация молодежного направления в политике партии или движение души?
– Хорошо помню, как наше поколение в детстве было предоставлено самому себе и не знало, чем заняться: слонялись по стройкам да выясняли отношения. Молодежи надо найти применение своей энергии, и, если есть для этого возможности, почему бы не заняться ее досугом? Молодые люди все чаще прикладываются к горлышку и садятся на иглу. Пусть уж лучше реализуют себя в спортивном экстриме. Недавно мы проводили на «Малютке» фестиваль экстремальных видов спорта. Лично меня порадовало, что вокруг не было ни одной банки пива и не было видно, чтобы кто-то его пил…