- А теперь слово работодателям, ректорам, - завершил свое выступление Президент России Дмитрий Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, состоявшемся в среду в Магнитогорске. - Пожалуйста.
Исполнительный директор ОАО "ММК" Юрий Бодяев среагировал первым:
- Дмитрий Анатольевич, разрешите мне.
Так разговор окончательно перешел к главной теме заседания - проблемам подготовки инженерных кадров в стране. До этого президент больше говорил о другом:
- Мы встречаемся в очень знаковом для нашей страны месте - на Магнитогорском металлургическом комбинате. И я хотел бы, прежде чем мы обратимся к основной теме заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики нашей страны, обсудить другую тему - тему, которую считаю стратегически важной для модернизации всей нашей экономики. Я хотел бы сейчас изложить свои предложения, касающиеся первоочередных мер по улучшению инвестиционного климата в нашей стране…
Доклад Юрия Бодяева о приоритетных направлениях подготовки инженерных кадров на Магнитогорском металлургическом комбинате содержал массу любопытной для главы государства информации. Причем прозвучала она практически в унисон словам самого Дмитрия Медведева и его помощника Аркадия Дворковича, озвучивших главные тезисы перестройки системы инженерного образования в стране еще до приезда в Магнитку. Так, например, Президент России предложил узаконить обязательное прохождение практики студентами-инженерами на производстве и в конструкторских бюро, начиная с третьего курса. А в Магнитогорске выяснил, что на ММК это положение давно реализовано, причем студенты проходят практику на комбинате не только в летнее время, а практически круглый год - для разных групп и факультетов МГТУ составлены особые графики.
- Ключевым направлением взаимодействия комбината с вузами является целевая подготовка студентов, - отметил в своем докладе Юрий Бодяев. - ОАО "ММК" активно сотрудничает с Магнитогорским техническим и Южно-Уральским государственными университетами, а также Московским институтом стали и сплавов.
Детали этого сотрудничества исполнительный директор ОАО "ММК" "расшифровал" через пару минут да еще и внес конкретные предложения по законодательному стимулированию участия бизнеса в развитии вузов:
- Между комбинатом и университетским комплексом, созданным на базе Магнитогорского государственного технического университета, реализуется программа научно-технического сотрудничества. Главные специалисты Группы "ММК" участвуют в разработке учебных планов и программ подготовки студентов по основным профильным специальностям. Каждый год более двух тысяч студентов проходят производственную и преддипломную практику в ОАО "ММК". Наши руководители принимают участие в государственных аттестационных комиссиях, выступают рецензентами и руководителями научно-исследовательских работ.
Для усиления ма-териально-технической базы университетского комплекса, обеспечения практической направленности и приобретения необходимых практических умений студентами ОАО "ММК" передало тринадцать электронных обучающих тренажеров по основным профессиям сталеплавильного и прокатного производства. Участие промышленных предприятий в формировании материальной базы технических вузов могло бы быть большим, если бы расходы на данные цели учитывались в налогообложении и относились к внереализационным расходам налогоплательщиков. Поэтому у нас есть предложение внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и стимулировать участие бизнеса в развитии высших учебных заведений.
Ежегодно в Группу компаний ОАО "ММК" трудоустраиваются более 500 выпускников высших учебных заведений. Непременным условием их трудоустройства на комбинат является не только высокий уровень вузовской подготовки, то есть теоретической подготовки, но и владение иностранными языками. С целью оптимизации сроков освоения профессии в ОАО "ММК" создана система адаптации выпускников. Она включает в себя годичную стажировку под руководством наставника на рабочем месте, экскурсии в смежные цеха и обучение по программе "Школа адаптации молодого специалиста"…
Завершил свой доклад Юрий Бодяев выводом о том, что "инвестиции в персонал являются основными для будущего развития нашей компании и способствуют выходу Магнитогорского металлургического комбината на качественно новый технологический и экономический уровень развития".
Дмитрий Медведев, внимательно выслушав докладчика, неожиданно спросил:
- Юрий Алексеевич, вы довольны теми выпускниками, в том числе профильного магнитогорского университета, которые к вам приходят? Я понимаю, что у вас там генетическая связь, но тем не менее. Вам не приходится их переобучать, перенастраивать?
- Наша работа строится с третьего курса университета, - ответил Юрий Бодяев. - И мы ставим перед университетом те задачи, которые нужны, и по тем специалистам, которые нам нужны. Поэтому, исходя из этой долгосрочной работы с университетом, поставляются…
Вскоре слова попросил ректор МГТУ Валерий Колокольцев.
- Вас устраивают отношения с работодателем? - тут же поинтересовался у него Дмитрий Медведев.
- Знаете, я очень доволен и пожелал бы всем таких взаимоотношений, - Валерий Колокольцев явно обрадовался вопросу. - Нам уже не десяток лет, и такой тандем, который существует на Магнитке, очень редок - в смыкании обучения, научных исследований и производства. Понимаете, чтобы был инновационный инженер, нормальный инженер, структура вуза должна быть несколько иной.
- Какой?
- Структура вуза должна сочетать в себе вертикаль образования. У нас уже не один десяток лет такая вертикаль: школа, свой лицей, сейчас у нас среднее профессиональное образование, 27 специальностей. Путем реорганизации мы стали университетским комплексом и реализуем вертикаль: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Поэтому в такой структуре реально подготовить настоящего инновационного инженера. Вот дипломная работа, которая выполняется коллективом студентов: СПО, ВПО, НПО - на-гора выдается такой совместный продукт. Я, забегая вперед, скажу, такие совместные продукты исходят из потребностей работодателей…
Своеобразный диалог президента и ректора продолжился еще несколько минут. И потом, когда Дмитрий Медведев подводил итоги заседания, ряд тезисов Валерия Колокольцева удивительным образом прозвучали в словах главы государства, только несколько в иной интерпретации. Выходит, магнитогорское видение проблем подготовки инженеров в стране во многом совпадает с президентским.
- Между инженерными вузами и работодателями должна быть абсолютная гармония, - подытожил Дмитрий Медведев. - До тех пор пока мы ее не добьемся, у нас не будет ни эффективного инженерного образования, ни, естественно, нормальных инженеров, подготовленных по заказам работодателей.
- Как ее добиться? - задал риторический вопрос Президент России.
Магнитка давно и довольно успешно решает эту проблему.