Быть грамотным – модно!
– А как правильно: «валетом» или «вальтом»? А «вОзрастов» или «возрастОв»? – справа-слева бросают вопросы редактору-стилисту «Магнитогорского металла» Елене Щербаковой. Только что закончилась встреча девятиклассников школы № 39 с журналистами нашей газеты и «тэвэиновского» «Времечка», но не все покинули актовый зал, где проходил урок знаний, посвященный Году русского языка. Одни фотографируются «на фоне» телезвезд – руководителя «Времечка» Алексея Сальникова и ведущей Ларисы Анисимовой, другие забрасывают вопросами нас, газетчиков.
– Любви все возрасты покорны! – классиком отвечает на последний вопрос Елена Сергеевна.
Об этом и шла речь на встрече: язык наш русский, живой и подвижный, – меняется, развивается и обогащается, но его законы и правила одинаковы для всех. Иначе мы просто перестанем понимать друг друга. А может, уже начинаем? Разве стал бы тогда наш президент объявлять нынешний год Годом русского языка и Годом чтения «за просто так»? Странно, наверное, было, если бы Великобритания объявила бы у себя год английского языка, а Франция – французского. Хотя не все благополучно с национальным языком в той же благополучной Франции: там уже на законодательном уровне штрафуют за употребление в прессе иностранных слов.
А мы с удовольствием коверкаем «великий и могучий», переписываясь в «аськах» и чатах. Мы уже не понимаем своих детей, а они – нас, потому что разговариваем на разном «русском». Не дай бог, и они – через поколение – не будут понимать «русский» детей своих.
Но! Быть неграмотным сегодня – не модно. К такому выводу – ни больше, ни меньше – пришли девятиклассники к концу нашего урока знаний. Ребята, вы правы. Только не учите язык по рекламным текстам, а читайте классику. И все будет – жесть!
Велосипед, парашют, комплект
Обычные сентябрьские диалоги в сорок второй школе на Брусковом. Мальчишки с незагорелой полоской кожи по периметру свежестриженых волос, девочки с бантами больше головы, учителя в обновках к первому сентября и глянцевая после летнего ремонта школа – обычный комплект праздника, от которого пахнет детством и безмятежностью. В сорок второй на торжественной линейке все очень по-домашнему: в окраинном районе почти все знакомы семьями, да и детей в школе немного, так что на школьном стадионе занят лишь небольшой пятачок. Линейка, к которой готовились не один день, пролетела стремительно: цветы, поздравления, слова благодарности депутату Законодательного собрания области Андрею Морозову, подарившему первоклашкам видеоаппаратуру и комплект дисков с мультиками, безотказному шефу – ООО «Центр технического обслуживания» и – первый звонок.
В этом году первый урок в двух старших классах – десятом и одиннадцатом – мой: журналисты «ММ» приглашены в городские школы. Начинаем со значения родной речи, заканчиваем взаимными вопросами: увлечения, яркие события, журналистская кухня.
– А на велосипеде катаетесь, с парашютом прыгали? – спрашивают меня.
Катаюсь, не прыгала. Но вопросы – не пустое любопытство: среди подростков есть парашютистка – Марина Феофанова. Возникают и непраздничные вопросы: в этом году десятые классы открывают только при условии полной комплектации – двадцать пять человек. Для сорок второй, где вся параллель старших классов состоит из единственного, вопрос набора не праздный: перед сентябрем десятиклассников было всего девятнадцать. Значит, надо возвращать кого-то из ушедших, так что состав класса еще не окончательный.
Чем обернется нововведение, надо еще присмотреться. Но замысел – принять в первом классе, «на входе», и выпустить в десятом, «на выходе», по двадцать пять школьников – внушает надежду: школа будет держаться за ученика.
Интервью с Путиным
Дети считают, что журналисты – люди знаменитые и разговаривают исключительно со знаменитостями. Шестиклашки из школы № 55 не исключение. Пытаюсь разрушить стереотипы и объяснить, что чаще мы – бойцы «невидимого фронта».
Доказательная база есть: газету «Магнитогорский металл» школьники знают, а меня – нет. Рассказываю им историю про знакомого американского журналиста, между прочим, корреспондента «Таймс». Его сын-школьник однажды сказал отцу:
– Папа, ты, оказывается, знаменитый журналист?
– Почему?
– Мы в школе твою фамилию видели в газете.
– Вы обсуждали статью?
– Нет, мы меняли подстилку у хомячка, и ребята увидели твою фамилию и имя…
Газета – продукт однодневный, журналист – не писатель, а ремесленник. И журналистика – не праздник, а серьезная работа. И со звездами я не встречаюсь. Разговаривала лишь с двумя: отцом «Звезд на льду» Ильей Авербухом и певицей Чили… Объясняю ребятам, что мой конек – обычные люди. Потому что они не менее интересны.
– Можно ли брать интервью у дворника? – задаю провокационный вопрос.
– Можно… – робко.
– А в каком случае?
– Дворник видел НЛО!
– Он выдумал складную метлу!
– Он нашел клад!
Диалог получился. Все поняли. В конце встречи, как всегда, вопросы.
– А вы брали интервью у Путина?..
Ничего не поделаешь – садись и пиши
Немного испугался, когда попросили рассказать восьмиклассникам школы № 55 о русском языке. Школьники тоже немного тушевались, но разговор получился. Спрашивали о работе газетчика и очень удивились, что, помимо того, что нужно много читать и анализировать, приходится так же много бегать, звонить, проверять факты. Что материал, прежде чем отдать на верстку, надо сто раз вычитать.
Легко ли пишется статья? Этот вопрос задали раза четыре. Ответил честно: бывает, напишешь за полчаса, а случается, день сидишь, а в голове – ни одной мысли. А если материал срочно сдавать в номер, тут уже ничего не поделаешь – садись и пиши.
– Чтобы стать журналистом, обязательно нужно быть отличником?
Не обязательно. Ведь красные корочки – не факт, что журналист будет писать «на отлично». А вот русский язык каждый знать обязан. В любой профессии.
Писатель – пятиклашкам
Урок русского языка и литературы в пятых классах школы № 47 провел поэт, член Союза писателей России Александр Павлов. Он отметил, что 2007-й не случайно объявлен Годом русского языка и Годом чтения: язык – великое объединяющее начало нации, а в последнее время на него ведут откровенные атаки с разных сторон: телевидение, бездарная реклама, низкопробная литература. Упразднение литературно-художественной и государственной цензуры породило мутную волну примитивного разговорного сленга, неуместное засилье иностранных слов и выражений, отторжение молодежи от классической литературы. Все это, конечно, неизбежные составляющие радикальных перемен, происходящих в последние годы в нашей стране. И все же от всех нас зависит, как скоро мы обратимся к истинным ценностям, которые несет нам великий русский язык.