ДЕСЯТОГО ИЮЛЯ суд Ленинского района вынес приговор Геннадию Грабареву. Он признан виновным по статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти».
События происходили 7 сентября прошлого года. В этот день во Дворце культуры металлургов имени С. Орджоникидзе проходила профсоюзная конференция ОАО «ММК». Перед началом собрания около здания собралась группа пенсионеров с транспарантами и лозунгами.
Никто предварительно не позаботился уведомить городскую администрацию о проведении пикета, что явилось нарушением как федерального, так и областного закона «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия».
Чтобы обеспечить общественный порядок, к месту проведения пикета была направлена милицейская группа во главе с младшим лейтенантом Андреем Самулыжко. Он уговаривал собравшихся свернуть плакаты и разойтись. На его увещевания не реагировали. Тогда представитель власти изъял один из плакатов и тут же получил сумкой по голове. Началась потасовка. У Грабарева в руках оказалось древко от плаката, которым он несколько раз ударил по руке Самулыжко и рассек кожу до крови. Геннадия Грабарева задержали и препроводили в райотдел, младший лейтенант обратился в травмпункт.
Подсудимый вину не признал и пояснил, что он явился на конференцию в качестве главного редактора партийной газеты.
Младший лейтенант милиции пояснил, что подошел к группе людей с плакатами и стал уговаривать их разойтись, но они выказали неповиновение. После того как он забрал древко плаката, пикетчики оказали ему сопротивление. Женщина била сумкой по голове. Грабарев несколько раз ударил древком по руке. Видимо, на древке была скоба или гвоздь, отчего и пошла кровь. Он обязан был пресечь нарушение – несанкционированный пикет.
В судебном процессе допрошено множество свидетелей происшедшего. Показания участников пикета весьма противоречивы. Например, свидетель Давыдова утверждает, что никто из милиционеров к ним не подходил, не предупреждал о незаконности их действий, не требовал разойтись. Участник пикета гражданин Гамулецкий, напротив, говорил, что сотрудники милиции потребовали убрать плакаты и разойтись. Свидетель Васильев утверждал, что милиционера никто не бил, «все держались за плакат».
Восстановить истинную картину происходящего помогла бы видеосъемка, которую вела сторона защиты и которая была предоставлена суду как вещественное доказательство. Однако оператор-любитель Давыдова пояснила, что «на видеокамеру записывала только то, что считала нужным». Но на диске не оказалось очень нужного кадра, который бы доказал ее слова, что «ее маму ударили». В этот момент она остановила запись. В отличие от глазка видеокамеры, этот момент она хорошо разглядела, однако не видела, как Грабарев наносил удары.
Суд просмотрел два представленных видеоматериала и нашел в них существенные отличия. На одном – снята группа людей с плакатами. Милиционер подходит к пикетчикам и Грабареву, пытается забрать транспаранты. Люди окружают Самулыжко, бьют милиционера. Грабарев стоит рядом с потерпевшим. Дальнейшие видеокадры не позволяют рассмотреть события. Экспертиза заключила, что запись на диске могла быть смонтирована или изменена при помощи компьютера, поэтому суд счел, что запись, составленная из отдельных фрагментов, не отражает всех событий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что представитель власти, находясь при исполнении служебных обязанностей, предупредил пикетирующих и Грабарева о том, что в соответствии с законом «О милиции» имеет право применить силу для пресечения административного нарушения. К противоречивым показаниям пикетчиков суд отнесся критически, поскольку, по словам самих участников конфликта, многие из них якобы плохо видят, другие пришли позже. Кроме того, видеозапись опровергает их слова. Суд посчитал, что свидетели пытаются облегчить участь подсудимого Грабарева, поскольку он постоянно проводит подобные пикеты и митинги.
При назначении наказания суд учел тот факт, что преступление Геннадий Грабарев совершил в отношении представителя власти при исполнении служебных обязанностей. Учтено, что подсудимого уже привлекали к административной ответственности за нарушение порядка проведения пикетирования. К смягчающим вину обстоятельствам причислены положительная характеристика по месту жительства и нахождение на иждивении несовершеннолетней дочери, а также отсутствие судимости и состояние здоровья.
Суд признал Геннадия Грабарева виновным по части 1 статьи 318 и назначил наказание в виде штрафа 20 тысяч рублей. Максимальное наказание по названной статье: штраф до 200 тысяч рублей, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет.
ИРИНА КОРОТКИХ.
Автор благодарит суд Ленинского района за предоставленный материал.