Магнитогорск - город достаточно закрытый, "тупиковый". И, казалось бы, как можно вообще говорить о широком развитии экспортной составляющей. Тем не менее специалисты уверены, что в этом направлении у предпринимателей города большие перспективы.
- Не только Магнитогорску, но и всей России пора сделать шаг навстречу миру, раскрыть свою мнимую оболочку, заявить о возможностях экономики, предприятий, бизнеса, - уверен вице-президент "Опоры России", модератор форума Николай Дунаев. - Закрытость территории юга Челябинской области, Магнитогорска только кажущаяся. Торговля всегда развивалась на месте стыков культур, народностей - это её основной принцип. По югу региона проходят дороги в Среднюю Азию, это крупнейшая цитадель цивилизации и к тому уже очень густо населённая территория, у которой большая потребность в промышленных товарах и откуда можно покупать сырьё и товары народного потребления. Все приграничные города всегда выполняли роль торговых центров.
Чтобы раскрыть для магнитогорских предпринимателей возможности экспортной деятельности, на конференцию приехали известные спикеры в области зарубежной торговли. Кроме того, участников ждали мастер-класс от федерального тренера, руководителя центра поддержки и защиты экспортёров при Российско-китайской палате Валерия Кайгородова, а также межрегиональная биржа контактов.
На конференцию зарегистрировалось больше семидесяти предприятий и организаций малого и среднего бизнеса, преимущественно из несырьевого сектора.
Около 350 предприятий Челябинской области считаются ориентированными на торговлю с заграницей, а Челябинская область находится в пятёрке экспортно-потенциальных территорий страны.
- Челябинская область серьёзно занимается развитием малого и среднего предпринимательства, - считает исполняющая обязанности министра промышленности, новых технологий и природных ресурсов региона Ирина Акбашева. - И здесь собрались те, кто производит, кто хочет расширяться. И кому важно знать, что нужно делать для успешного выхода на рынок других стран, какую поддержку можно получить от государства, какие товары лучше продаются и что нужно сделать, чтобы продукция стала востребованной в разных странах.
Сделано на Южном Урале
Ирина Акбашева также отметила, что на конференции сделан акцент на продвижение товаров бренда "Сделано на Южном Урале". Это и продукция оборонно-промышленного комплекса, который мог бы ориентировать свои силы в гражданское направление, это изделия народных мастеров.
- Сначала нужно научиться работать на внутреннем рынке, создать конкурентоспособный продукт и найти возможности его продвижения, - уверена Ирина Викторовна. - Прошли времена, когда лучшее отдавали за рубеж, а себе оставляли, что придётся. Теперь нужно качественный продукт производить и продавать внутри страны, для себя. И потом направлять соседям, у которых он востребован.
Эту стратегическую линию поддержали и другие спикеры встречи, заявляя о необходимости развития внутреннего рынка России. Прежде чем выйти за рубеж, предприятие должно крепко стоять на ногах. Помощь экспортно ориентированным предприятиям области уже несколько лет оказывает фонд развития предпринимательства "Территория бизнеса". В 2010 году Сатка получила более 500 миллионов рублей из федерального центра, в том числе 77 миллионов на программу развития малого бизнеса как точки опоры моногорода, на версификацию экономики, которая позволила на основе возможностей градообразующего предприятия развивать новые направления.
- В администрациях работают хотя и ответственные люди, но всё-таки чиновники, у которых своё понимание того, как помогать бизнесу, - рассказала Ирина Акбашева. - Это понимание отличается от потребностей предпринимателей. В центре развития бизнеса сформировали экспертный совет, где предприниматели сами предлагали меры поддержки, которые им необходимы в данное время. Так была сформирована программа, получившая признание на федеральном уровне: гранты, микрофинансовую помощь. Проценты от заработанных средств выделили в отдельный фонд и более плотно работали с проектами, интересными муниципалитету. Малый и средний бизнес более гибок, потому что всё новое, как правило, появляется именно там. "Территория бизнеса" - это те идеи, которые нарабатывали все эти годы. Но сначала об экспорте и не задумывались, а теперь предприниматели готовы работать и уже работают не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.
На встрече говорили и об объективных препятствиях, которые стоят на пути товаров из России за границу. В частности, признание продукции российской: производитель должен доказать, что он не перекупил товар, к примеру, в Китае, и не выдаёт за свой. Это обязательная процедура, которая предполагает обращение в Торгово-промышленную палату, где проводят экспертизу. Другой "камень преткновения" - дорогая перевозка. Логистическая составляющая делает даже самый востребованный товар конкурентно неспособным. Поэтому компенсация экспертизы и транспортных перевозок рассматривается как серьёзные виды поддержки.
- "Территория бизнеса" - представитель государства, обеспечивающий поддержку по выводу продукции на международный рынок, - отметила директор по инвестициям и экспорту фонда развития предпринимательства Челябинской области Анна Комарова. - В 2019 году заключено, благодаря поддержке, более шестидесяти экспортных контрактов на сумму более шести миллионов долларов. Первое, на что обращаем внимание - экспортная "зрелость" обратившегося предприятия. Фонд помогает создать дорожную карту, которая поможет вывести на первую зарубежную сделку: получение сертификатов, перевод сайтов на иностранные языки, поиск партнёров, проведение маркетинговых исследований. Если опыт поставок есть, подбираем новые направления. Услуги центра бесплатны. В ближайшее время в Магнитогорске откроется филиал фонда "Территория бизнеса", что позволит магнитогорским предпринимателям получить необходимую поддержку по выводу товаров за рубеж.
О поддержке экспорта продукции местных производителей рассказал президент Торгово-промышленной палаты Магнитогорска Герман Запьянцев:
- Создана сеть загранпредставителей, работает комитет по вопросам экономической интеграции, совет по таможенной политике. В год палата участвует в организации более ста выставок, около 40-50 предприятий обращается в палату за сертификатами на продукцию, отгружаемую за рубеж. Спектр экспортируемых товаров широк. С территории Магнитогорска на экспорт в основном идут металл, металлопродукция, пищевая и сельскохозяйственная продукция, животноводства, птицеводства, кровельные, строительные материалы, промышленная химия. Основываясь на данных экспертов, можно сказать: несмотря на экономическую нестабильность, экспорт растёт, особенно в страны ближнего зарубежья.
Услуги на экспорт
Экспортная деятельность предполагает продажу за границу не только товаров, но и услуг. И в этом смысле большую роль может сыграть проект "Притяжение", инициированный и всесторонне поддержанный председателем совета директоров ПАО "ММК" Виктором Рашниковым. Сегодня идёт детальная разработка проекта. О возможностях для предпринимателей и экспорте услуг в комплексном развитии территории рассказала заместитель руководителя проекта Ксения Тенькова, которая представила презентацию парка гостям конференции.
- Планы реализации проекта "Притяжение" включены в стратегию развития города до 2035 года, - рассказала Ксения Тенькова. - Проект предусматривает создание и развитие городской среды совершенно нового качества, не имеющей аналогов в Челябинской области. Генеральным проектировщиком выступает ООО "Обермайер Консульт". Реализация проекта предусмотрена на условиях софинансирования. Общая площадь застройки парковой территории - около 400 гектаров. Первый этап включает создание на более чем 160 гектарах ядра дальнейшего развития территории: музейно-образовательного комплекса, многофункциональных спортивного и медицинского центров, а также благоустроенной парковой зоны. В состав музейно-образовательного комплекса войдут интерактивный музей, выставочное пространство, образовательный центр для детей, детский игровой музей, образовательный кластер с центром инноваций и технологий, центром дизайна, инкубатором социальных проектов, центр промышленного дизайна. В частности, будет построен музей металлургии мирового значения. Это будет история металла в жизни человека, как сейчас он используется, где плавает, летает, каково его будущее. Другая тема экспозиции - музей науки: о нас самих, мире, который нас окружает, как он устроен. Посмотрев аналогичные мировые объекты, убедились, что они востребованы. Спортивно-событийный кластер предполагает бассейн, крытую ледовую арену и универсальную спортивную площадку, пункты проката, беговые и велосипедные площадки. Многопрофильный медицинский центр возьмёт на себя функции первичной медико-санитарной и специализированной помощи, а также высокотехнологичной помощи, обеспечив качественный прорыв в медицине города. Центр призван обеспечить соответствие федеральным проектам и программам, исполнить национальные проекты в области развития детской медицины и экспорта медицинских услуг.
В год парк "Притяжение" сможет принимать до шести миллионов человек. Для сравнения: ВДНХ принимает около 24 миллионов, парк Горького - 13,5 миллиона человек. Шесть миллионов - довольно большой поток посетителей. Часть его - туристы. Каждая услуга, которая будет оказана в парке "Притяжение", по большому счёту, и будет экспорт. Кроме того, в проект приглашаются для работы предприниматели, которые смогут гостям города экспортировать услуги. К тому же на территории "Притяжения" будет работать гостиница, рассчитанная минимум на 150 номеров. Гостиничный бизнес - это тоже экспорт услуг. Магнитогорск - моногород, в котором один главный работодатель, заказчик - градообразующее предприятие. И проект "Притяжение" призван это изменить, открыв новые возможности как для предпринимателей, так и для посетителей парка. Парк должен сделать Магнитогорск местом притяжения. От реализации проекта ожидается ощутимый социально-экономический эффект. На качественно новый уровень выйдут возможности для образования, отдыха, здорового образа жизни. Должна повыситься привлекательность проживания в городе, что уменьшит отток перспективных и работоспособных горожан. Индустриальный город может обрести статус туристического, образовательного и медицинского центра национального уровня. Ожидается повышение деловой активности в городе, создание новых рабочих мест, более полная реализация потенциала муниципалитета.